НАРО́ДНЫЙ КОМИССАРИА́Т ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАРО́ДНЫЙ КОМИССАРИА́Т ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ (НКПС), центр. гос. учреждение в РСФСР и СССР, ведавшее железными дорогами, а также в 1920–31 водными, шоссейными и грунтовыми дорогами. Образован вместо упразднённого Министерства путей сообщения как Наркомат по делам железнодорожным (с дек. 1917 НКПС РСФСР) в соответствии с декретом 2-го Всерос. съезда Советов от 26.10(8.11).1917. До февр. 1918 действовал под контролем Всерос. исполнит. к-та железнодорожников. В 1923 на базе НКПС РСФСР образован общесоюзный НКПС СССР, в 1946 он переименован в Мин-во путей сообщения СССР. В составе НКПС находились Всерос. чрезвычайная межведомственная комиссия по охране дорог (1918–1919), Гл. революционный ж.-д. трибунал и трибуналы при правлениях дорог (1920–21), ж.-д. лесозаготовит. пункты и лесозаготовит. отдел Центр. управления топлива и лесозаготовок (1918–20). В 1918 и 1943 на период воен. действий железные дороги объявлялись на воен. положении, а железнодорожники – состоявшими на воен. службе.
Местные органы НКПС: управления округов путей сообщения, правления и управления железных дорог, правления мор. и речных пароходств; окружные управления шоссейных и грунтовых дорог; управления внутр. водных путей.
В ведении НКПС находились: железные дороги, порты, кроме Петроградского (Ленинградского) порта (1921–1931), Балтийское, Северное, Черноморо-Азовское, Каспийское пароходства (1922–31).
В 1918–20 НКПС осуществлял национализацию частных железных дорог, руководил восстановлением транспортных сетей и транспорта (ремонтом мостов, подвижного состава, сооружений и плавсостава флота, разрушенных во время Гражд. войны 1917–22, очисткой русел рек, подъёмом и строительством судов и др.), осуществлял на железных дорогах восстановит. работы 2-й очереди с помощью своих головных ремонтно-восстановит. поездов. В 1930-е – нач. 1940-х гг. сосредоточил усилия на строительстве железных дорог в Ср. Азии и Закавказье. В Вел. Отеч. войну обеспечивал перевозку воен. и хозяйств. грузов. В 1942 НКПС подчинены железнодорожные войска, которые осуществляли военно-восстановит. работы на железных дорогах.
НКПС имел своё изд-во «Транспечать НКПС» (с 1923, с 1933 «Трансжелдориздат»). Издавал справочники-путеводители (напр., «Кавказ» под ред. Э. С. Батенина с 11 картами, 9 планами, схемами и таблицами, 1927), книги по истории и совр. состоянию дорог в России и за рубежом (напр., Г. Гюнтер, «Железная дорога: её возникновение и жизнь», 1930), спец. лит-ру и пр. Выпускал с дек. 1917 – газ. «Гудок», одно из старейших и крупнейших ведомств. периодич. изданий, с 1919 – ж. «Железнодорожная техника и экономика» (менял название; с 1941 «Железнодорожный транспорт»), «Бюллетень Народного комиссариата путей сообщения» (1920–22).
Список руководителей НКПС см. в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия».