Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАРО́ДНЫЙ КОМИССАРИА́Т ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ

Авторы: С. И. Дёгтев
Архив М. В. Золотарёва Здание бывшего Запасного дворца в Москве, в котором с 1919 находился Наркомат (с 1946 Министерство) путей сообщения.

НАРО́ДНЫЙ КОМИССАРИА́Т ПУТЕ́Й СО­ОБЩЕ́НИЯ (НКПС), центр. гос. уч­ре­ж­де­ние в РСФСР и СССР, ве­дав­шее же­лез­ны­ми до­ро­га­ми, а так­же в 1920–31 вод­ны­ми, шос­сей­ны­ми и грун­то­вы­ми до­ро­га­ми. Об­ра­зо­ван вме­сто уп­разд­нён­но­го Ми­ни­стер­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния как Нар­ко­мат по де­лам же­лез­но­до­рож­ным (с дек. 1917 НКПС РСФСР) в со­от­вет­ст­вии с дек­ре­том 2-го Все­рос. съез­да Со­ве­тов от 26.10(8.11).1917. До февр. 1918 дей­ст­во­вал под кон­тро­лем Все­рос. ис­пол­нит. к-та же­лез­но­до­рож­ни­ков. В 1923 на ба­зе НКПС РСФСР об­ра­зо­ван об­ще­со­юз­ный НКПС СССР, в 1946 он пе­ре­име­но­ван в Мин-во пу­тей со­об­ще­ния СССР. В со­ста­ве НКПС на­хо­ди­лись Все­рос. чрез­вы­чай­ная меж­ве­дом­ствен­ная ко­мис­сия по ох­ра­не до­рог (1918–1919), Гл. ре­во­лю­ци­он­ный ж.-д. три­бу­нал и три­бу­на­лы при прав­ле­ни­ях до­рог (1920–21), ж.-д. ле­со­за­го­то­вит. пунк­ты и ле­со­за­го­то­вит. от­дел Центр. управ­ле­ния то­п­ли­ва и ле­со­за­го­то­вок (1918–20). В 1918 и 1943 на пе­ри­од во­ен. дей­ст­вий же­лез­ные до­ро­ги объ­яв­ля­лись на во­ен. по­ло­же­нии, а же­лез­но­до­рож­ни­ки – со­стояв­ши­ми на во­ен. служ­бе.

Ме­ст­ные ор­га­ны НКПС: управ­ле­ния ок­ру­гов пу­тей со­об­ще­ния, прав­ле­ния и уп­рав­ле­ния же­лез­ных до­рог, пра­вле­ния мор. и реч­ных па­ро­ходств; ок­руж­ные управ­ле­ния шос­сей­ных и грун­то­вых до­рог; уп­рав­ле­ния внутр. вод­ных пу­тей.

В ве­де­нии НКПС на­хо­ди­лись: же­лез­ные до­ро­ги, пор­ты, кро­ме Пет­ро­град­ско­го (Ле­нин­град­ско­го) пор­та (1921–1931), Бал­тий­ское, Се­вер­ное, Чер­но­мо­ро-Азов­ское, Кас­пий­ское па­ро­ход­ст­ва (1922–31).

В 1918–20 НКПС осу­ще­ст­в­лял на­цио­на­ли­за­цию ча­ст­ных же­лез­ных до­рог, ру­ко­во­дил вос­ста­нов­ле­ни­ем транс­порт­ных се­тей и транс­пор­та (ре­мон­том мос­тов, под­виж­но­го со­ста­ва, со­ору­же­ний и плав­со­ста­ва фло­та, раз­ру­шен­ных во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22, очи­ст­кой ру­сел рек, подъ­ё­мом и строи­тель­ст­вом су­дов и др.), осу­ще­ст­в­лял на же­лез­ных до­ро­гах вос­ста­но­вит. ра­бо­ты 2-й оче­ре­ди с по­мо­щью сво­их го­лов­ных ре­монт­но-вос­ста­но­вит. по­ез­дов. В 1930-е – нач. 1940-х гг. со­сре­до­то­чил уси­лия на строи­тель­ст­ве же­лез­ных до­рог в Ср. Азии и За­кав­ка­зье. В Вел. Отеч. вой­ну обес­пе­чи­вал пе­ре­воз­ку во­ен. и хо­зяйств. гру­зов. В 1942 НКПС под­чи­не­ны же­лез­но­до­рож­ные вой­ска, ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ли во­ен­но-вос­ста­но­вит. ра­бо­ты на же­лез­ных до­ро­гах.

НКПС имел своё изд-во «Транс­пе­чать НКПС» (с 1923, с 1933 «Транс­жел­дор­из­дат»). Из­да­вал спра­воч­ни­ки-пу­те­во­ди­те­ли (напр., «Кав­каз» под ред. Э. С. Ба­те­ни­на с 11 кар­та­ми, 9 пла­на­ми, схе­ма­ми и таб­ли­ца­ми, 1927), кни­ги по ис­то­рии и совр. со­стоя­нию до­рог в Рос­сии и за ру­бе­жом (напр., Г. Гюн­тер, «Же­лез­ная до­ро­га: её воз­ник­но­ве­ние и жизнь», 1930), спец. лит-ру и пр. Вы­пус­кал с дек. 1917 – газ. «Гу­док», од­но из ста­рей­ших и круп­ней­ших ве­домств. пе­рио­дич. из­да­ний, с 1919 – ж. «Же­лез­но­до­рож­ная тех­ни­ка и эко­но­ми­ка» (ме­нял на­зва­ние; с 1941 «Же­лез­но­до­рож­ный транс­порт»), «Бюл­ле­тень На­род­но­го ко­мис­са­риа­та пу­тей со­об­ще­ния» (1920–22).

Спи­сок ру­ко­во­ди­те­лей НКПС см. в при­ло­же­нии «Го­су­дар­ст­вен­ные уч­ре­ж­де­ния Рос­сии, СССР, РФ» в то­ме «Рос­сия».

Вернуться к началу