БЕТАНКУ́Р AГУСТИН
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕТАНКУ́Р (Béthencourt y Molina; дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур-и-Молина) Августин Августинович (Августин Хосе Педро) [1.2.1758, Пуэрто-де-ла-Крус, о. Тенерифе, Канарские о-ва – 14(26).7.1824, С.-Петербург], исп. и рос. учёный, инженер, гос. деятель, чл.-корр. Парижской АН (1809), ген.-л. (1809). Из рода нормандских дворян, переселившихся в Испанию; потомок исп. мореплавателя Хуана де Бетанкур, открывшего Канарские о-ва. Получил образование в Королевском учебном заведении Св. Исидора и Академии изящных искусств Сан-Фернандо (1780–81) в Мадриде, изучал механику, строительные науки, архитектуру в Париже, Лондоне, др. городах Европы (1787–88). В 1788 назначен директором Королевского кабинета машин в Мадриде. В 1798 создал исп. Корпус инженеров дорог и мостов. С 1802 директор Школы путей сообщения; с 1803 чл. Королевского верховного совета, ген.-инспектор всех дорог и мостов. В 1807 совм. с мекс. учёным Х. М. Ланцем издал во Франции «Курс построения машин» – первый науч. труд по теории машин и механизмов.
В 1808 Б. прибыл в Россию, принят на службу в чине ген.-майора. В 1808–09 состоял в Свите Е. И. В. для особых поручений. С 1809 нач. рус. Корпуса инженеров путей сообщения и ректор созданного по его проекту первого в России высшего транспортного учебного заведения – Ин-та Корпуса инженеров путей сообщения. Б. до конца своих дней возглавлял ин-т, где читал лекции по теоретич. механике, теории машин, создал науч. школу мостостроения. В 1816 Б. возглавил К-т строений и гидравлич. работ в С.-Петербурге, с 1819 директор Гл. управления путей сообщения.
Б. проявил себя также как талантливый инженер, выдающийся организатор: руководил работами по очистке и углублению дна Кронштадтского порта, возведению мостов в С.-Петербурге (Каменноостровского, Исаакиевского и др.); подготовил проекты: реконструкции Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем (1812–14); строительства и реконструкции ряда машиностроит. заводов, в т. ч. литейно-пушечного в Казани, оружейного в Туле. В С.-Петербурге в 1816–18 Б. руководил сооружением здания Экспедиции (фабрики) для заготовления гос. бумаг и печатания ассигнаций (ныне Гознак), для которой сконструировал печатные станки. Б. разработал спец. механизмы для строительства купола Исаакиевского собора и подъёма пилонов в храме, которые были применены также при установке Александровской колонны.
В 1817 в Москве по проекту Б. построен Манеж с применением уникальных безопорных перекрытий («фермы Бетанкура»). Для участия в разл. проектах Б. привлекал известных архитекторов К. И. Росси, В. П. Стасова, О. И. Бове, О. Р. Монферрана, А. А. Михайлова и др. В 1818–22 под рук. Б. построено первое шоссе в России С.-Петербург – Новгород – Москва; в 1817–22 для Нижегородской ярмарки сооружён Гостиный двор, а также наплавной мост через р. Ока.
Награждён орденом Св. Александра Невского (1811) и др. В 1979 прах Б. перезахоронен в Некрополе Александро-Невской лавры.