Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУ́РОМСКОЕ КНЯ́ЖЕСТВО

Авторы: А. В. Кузьмин

МУ́РОМСКОЕ КНЯ́ЖЕСТВО, по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние в со­ста­ве Др.-рус. гос-ва (кон. 10 – 1-я четв. 11 вв.), Чер­ни­гов­ско­го кн-ва (1097–1127), са­мо­сто­ят. гос. об­ра­зо­ва­ние (1127 – кон. 14 в., пер­во­на­чаль­но Му­ро­мо-Ря­зан­ское кн-во). Сто­ли­ца – Му­ром.

Впер­вые об­ра­зо­ва­но ки­ев­ским кн. Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем как врем. дер­жа­ние его млад­ше­го сы­на кн. Гле­ба Вла­ди­ми­ро­ви­ча (см. в ст. Бо­рис и Глеб). По ре­ше­нию Лю­беч­ско­го съез­да 1097 ста­ло вла­де­ни­ем кн. Яро­сла­ва Свя­то­сла­ви­ча. В 1123 он, став чер­ни­гов­ским кня­зем, пе­ре­дал М. к. в дер­жа­ние сво­ему пле­мян­ни­ку кн. Все­во­ло­ду Да­ви­до­ви­чу. В 1127, по­сле из­гна­ния из Чер­ни­го­ва кн. Все­во­ло­дом Оль­го­ви­чем, Яро­слав Свя­то­сла­вич вновь во­кня­жил­ся в Му­ро­ме, став пер­вым пра­ви­те­лем са­мо­сто­ят. Му­ро­мо-Ря­зан­ско­го кн-ва. В 1129 его раз­де­ли­ли сы­но­вья Яро­сла­ва Свя­то­сла­ви­ча: Юрий Яро­сла­вич (ум. 1143) по­лу­чил му­ром­ский стол, а его млад­шие бра­тья – Свя­то­слав Яро­сла­вич (ум. 1145/46) и Рос­ти­слав Яро­сла­вич (ум. не ра­нее 1153) – ря­зан­ский. Это тер­ри­то­ри­аль­ное де­ле­ние пер­во­на­чаль­но име­ло врем. ха­рак­тер, лишь в 3-й четв. 12 в. эти кня­же­ст­ва при­об­ре­ли ста­тус на­следств. вла­де­ний, и М. к. за­кре­пи­лось за по­том­ка­ми Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча, ко­то­рые ста­ли вас­са­ла­ми вел. кня­зей вла­ди­мир­ских.

Зем­ли соб­ст­вен­но М. к. пре­им. скон­цен­три­ро­ва­лись по при­то­кам р. Ока – Мот­ре, Ун­же, Те­ше, Ве­леть­ме и др., а так­же по при­то­кам р. Клязь­ма. Осн. вод­ной ар­те­ри­ей М. к. ос­та­лась р. Ока. Во 2-й пол. 12 в. М. к. ока­за­лось ме­ж­ду Вла­ди­мир­ским вел. кн-вом и Ря­зан­ским кн-вом. На се­ве­ро-за­па­де оно гра­ни­чи­ло с го­ро­хо­вец­ки­ми зем­ля­ми Вла­ди­мир­ско­го вел. кн-ва, на за­па­де рас­по­ла­га­лось за сред­ним те­че­ни­ем р. Пра. При этом «око­ли­ца» М. к. пер­во­на­чаль­но до­хо­ди­ла до Пе­ре­яс­лав­ля-Ря­зан­ско­го, но ме­ж­ду 1219 и 1237 пра­ви­те­ли М. к. от­да­ли её зем­ли вкла­дом в Ря­зан­ский Оль­гов мон. На юго-за­па­де вла­де­ния М. к. гра­ни­чи­ли с Ря­зан­ским кн-вом. Общ­ность М. к. с Ря­зан­ским кн-вом с нач. 13 в. под­дер­жи­ва­ла Ря­зан­ская епар­хия, в со­став ко­то­рой вхо­ди­ла и тер­ри­то­рия Му­ром­ско­го кня­же­ст­ва.

Во 2-й пол. 12 – 1-й тре­ти 13 вв. пра­ви­те­ли М. к. не­од­но­крат­но бы­ли уча­ст­ни­ка­ми по­хо­дов рос­то­во-суз­даль­ских, а за­тем вла­ди­мир­ских кня­зей на Ки­ев­ское (1169, 1173), Чер­ни­гов­ское (1152, 1196, 1207), Ря­зан­ское (1186, 1207) кн-ва, Волж­ско-Кам­скую Бул­га­рию (1164, 1171, 1172, 1183, 1184, 1185, 1205, 1220), по­лов­цев (1199) и морд­ву (1227/28, 1232/33). Уча­ст­во­ва­ли в меж­до­усоб­ной борь­бе во Вла­ди­мир­ском вел. кн-ве: в 1174 вме­сте с ря­зан­ским кн. Гле­бом Рос­ти­сла­ви­чем пра­ви­те­ли М. к. под­дер­жи­ва­ли кня­зей Мсти­сла­ва Рос­ти­сла­ви­ча и Яро­пол­ка Рос­ти­сла­ви­ча; в 1212–16 – млад­ших сы­но­вей вла­ди­мир­ско­го кн. Все­во­ло­да Юрь­е­ви­ча Боль­шое Гнез­до. За ока­зан­ные ус­лу­ги пра­ви­те­ли М. к. по­лу­ча­ли не толь­ко пра­во на часть во­ен. тро­фе­ев, но и врем. по­жа­ло­ва­ния от вла­ди­мир­ских кня­зей. Так, в 1207–08 му­ром­ский кн. Да­вид Юрь­е­вич (ум. в апр. 1228) вме­сте с на­ме­ст­ни­ка­ми кн. Все­во­ло­да Юрь­е­ви­ча Боль­шое Гнез­до дер­жал Пронск, вхо­див­ший в со­став «от­чи­ны» ря­зан­ских кня­зей. Во­ен­но-по­ли­тич. со­юз пра­ви­те­лей М. к. с вла­ди­мир­ски­ми князь­я­ми под­дер­жи­вал­ся и с по­мо­щью ди­на­стич. бра­ков: так, юрь­ев­ский кн. Свя­то­слав Все­во­ло­до­вич в 1-м бра­ке (не ра­нее 1212–1228) был же­нат на до­чери Да­ви­да Юрь­е­ви­ча; внук Да­ви­да Юрь­е­ви­ча – кн. Яро­слав Юрь­е­вич (ум. не ра­нее 1248) же­нил­ся зи­мой 1225/26 на до­че­ри кн. Мсти­сла­ва Мсти­сла­ви­ча Удат­но­го, ко­то­рая бы­ла се­ст­рой 2-й же­ны кн. Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча.

М. к. силь­но по­стра­да­ло в хо­де мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия. В ис­то­рио­гра­фии вы­ска­зы­ва­лось мне­ние, что по­сле ра­зо­ре­ния Му­ро­ма в 1239/40 княже­ский двор был пе­ре­не­сён в с. Бо­ри­со­глеб и воз­вра­щён об­рат­но толь­ко в 1351, од­на­ко пря­мы­ми дан­ны­ми ис­точ­ни­ков оно не под­твер­жда­ет­ся. В 1257 ор­дын­цы про­ве­ли в М. к. пер­вое «чис­ло». По­ло­же­ние М. к. в по­ли­тич. сис­те­ме Ру­си рез­ко ухуд­ши­лось в свя­зи со смер­тью кн. Ан­д­рея Яро­сла­ви­ча в 1278. При его пре­ем­ни­ках в 1281, 1282 и 1293 М. к. ста­но­ви­лось ме­стом сбо­ра во­ен. сил и не­од­но­крат­но ра­зо­ря­лось ор­дын­ца­ми и рус. князь­я­ми – сто­рон­ни­ка­ми вел. кн. вла­ди­мир­ско­го Ан­д­рея Алек­сан­д­ро­ви­ча. В 1-й тре­ти 14 в. во­ен­но-по­ли­тич. си­туа­ция в М. к. ста­би­ли­зи­ро­ва­лась. Од­на­ко его эко­но­мич. по­ло­же­ние ос­та­ва­лось слож­ным. Опа­са­ясь ор­дын­ских на­бе­гов 13–15 вв. и на­па­де­ний морд­вы, рус. на­се­ле­ние не ос­ваи­ва­ло юго-вост. пра­во­бе­ре­жья р. Ока. В 1330, по дан­ным митр. Фео­гно­ста, му­ром­ский кн. Яро­слав не смог вы­пла­тить ему де­ся­ти­ну. Лишь при кн. Юрии Яро­сла­ви­че (1345–1355) про­изош­ло воз­ро­ж­де­ние М. к. Вес­ной 1351 он на­чал об­нов­ле­ние сто­ли­цы. По­ми­мо са­мо­го кня­зя, но­вые жи­лые и хо­зяйств. зда­ния в сто­ли­це воз­ве­ли его боя­ре, куп­цы и чёр­ные лю­ди. Уси­ле­ние М. к., по-ви­ди­мо­му, вы­зва­ло тре­во­гу вел. кн. вла­ди­мир­ско­го Ива­на II Ива­но­ви­ча, и в 1355 в ка­че­ст­ве пре­тен­ден­та на му­ром­ский стол им был вы­дви­нут кн. Фё­дор Гле­бо­вич (ум. не ра­нее 1356), из­вест­ный как опыт­ный ди­пло­мат по свя­зям с Ор­дой при дво­ре вел. кн. вла­ди­мир­ско­го Се­мё­на Ива­но­ви­ча Гор­до­го. В от­сут­ст­вие в Му­ро­ме кн. Юрия Яро­сла­ви­ча на сто­ро­ну кн. Фё­до­ра Гле­бо­ви­ча пе­ре­шла часть ме­ст­но­го бо­яр­ст­ва. Оба пре­тен­ден­та от­пра­ви­лись в Ор­ду к ха­ну Бер­ди­бе­ку, кн. Юрий Яро­сла­вич про­иг­рал суд сво­ему пле­мян­ни­ку и был ему «вы­дан го­ло­вой» (т. е. его даль­ней­шую судь­бу оп­ре­де­лял пле­мян­ник). В ре­зуль­та­те кня­же­ская власть в М. к. вновь ос­лаб­ла, при этом уси­лились тен­ден­ции по его под­чи­не­нию вла­сти моск. кня­зей, для ко­то­рых тер­ри­то­рия М. к. име­ла важ­ное стра­те­гич. зна­че­ние, по­сколь­ку за­щи­ща­ла с юга центр. рай­оны Вла­ди­мир­ско­го вел. кн-ва и Моск. кн-ва. По при­ка­зу вел. кн. вла­ди­мир­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча ле­том 1377 вой­ска М. к. во­шли в со­став ве­ли­ко­кня­же­ско­го вой­ска и уча­ст­во­ва­ли в про­иг­ран­ном сра­же­нии на р. Пья­на. Это об­стоя­тель­ст­во объ­яс­ня­ет от­сут­ст­вие от­ря­дов из М. к. в бит­ве на р. Во­жа (1378) и Ку­ли­ков­ской бит­ве 1380.

Вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем вел. кн. вла­ди­мир­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го по­сле Тох­та­мы­ша на­бе­га 1382, пра­ви­тель М. к. тай­но всту­пил в со­юз с вел. кн. ря­зан­ским Оле­гом Ива­но­ви­чем, за­хва­тив­шим 25.3.1385 Ко­лом­ну. В от­вет на эти дей­ст­вия со­юз­ни­ков Дмит­рий Ива­но­вич по­слал про­тив ка­ж­до­го из них отд. вой­ско; судь­ба моск. сил, по­слан­ных на Му­ром, не от­ра­же­на в ис­точ­ни­ках. Осе­нью 1385 при по­сред­ни­че­ст­ве прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го ме­ж­ду про­ти­во­бор­ст­вую­щи­ми сто­ро­на­ми был за­клю­чён мир. По­это­му не­уди­ви­тель­но, что зи­мой 1386 вой­ска М. к. уча­ст­во­ва­ли в об­ще­рус­ском по­хо­де на Нов­го­род.

В 1392 хан Тох­та­мыш вы­дал в Ор­де яр­лык на М. к. вел. кн. мо­сков­ско­му Ва­си­лию I Дмит­рие­ви­чу. Ис­точ­ни­ки умал­чи­ва­ют, ко­гда имен­но вел. кн. мо­с­ков­ский смог реа­ли­зо­вать свои юри­дич. пра­ва на но­вое вла­де­ние. Од­на­ко оче­вид­но, что это со­бы­тие мог­ло про­изой­ти ли­бо поч­ти сра­зу по­сле всту­п­ле­ния яр­лы­ка в си­лу, ли­бо по­сле смер­ти стар­ших пред­ста­ви­те­лей пра­вив­ших в них ро­дов. В поль­зу по­след­не­го пред­по­ло­же­ния кос­вен­но сви­де­тель­ст­ву­ет один юри­дич. ню­анс: в до­го­во­ре вел. кн. Ва­си­лия I Дмит­рие­ви­ча с вел. кн. ря­зан­ским Фё­до­ром Оль­го­ви­чем (25.11.1402) зем­ли на ле­вом бе­ре­гу р. Ока, ни­же её пра­во­го при­то­ка р. Цна, бы­ли за­пи­са­ны как моск. сто­ро­на, хотя во­прос о при­над­леж­но­сти М. к. в дан­ном до­ку­мен­те не рас­смат­ри­вал­ся. Вско­ре вла­дельч. пра­ва вел. кн. мо­с­ков­ско­го, по-ви­ди­мо­му, ста­ли пол­ны­ми, т. к. в до­го­во­ре вел. кн. Ва­си­лия I Дмит­рие­ви­ча с кн. Вла­ди­ми­ром Ан­д­рее­ви­чем Храб­рым (ме­ж­ду 1404 и 1406) по­след­ний при­зна­вал все его но­вые тер­ри­то­ри­аль­ные при­об­ре­те­ния, в т. ч. и Му­ром «с во­ло­сть­ми», где уже на­хо­дил­ся моск. вое­во­да.

Лит.: Мон­гайт А. Л. Ста­рая Ря­зань. М., 1955; он же. Ря­зан­ская зем­ля. М., 1961; Кузь­мин А. Г. Ря­зан­ское ле­то­пи­са­ние. М., 1965; Куч­кин В. А. Рус­ские кня­же­ст­ва и зем­ли пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой // Ку­ли­ков­ская бит­ва. М., 1980; Фе­ти­щев С. А. К во­про­су о при­сое­ди­не­нии Му­ро­ма, Ме­ще­ры, Та­ру­сы и Ко­зель­ска к Мо­с­ков­ско­му кня­же­ст­ву в 90-е гг. XIV в. // Рос­сий­ское го­су­дар­ст­во в XIV– XVII вв. СПб., 2002; Кузь­мин А. В. Ря­зан­ские, прон­ские и му­ром­ские кня­зья в XIII – се­ре­ди­не XIV в. // За­пис­ки от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ. М., 2008. Вып. 53.

Вернуться к началу