МУРАВЬЁВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУРАВЬЁВ Михаил Николаевич [7(19).4.1845, С.-Петербург – 8(21).6.1900, там же; похоронен в Троице-Сергиевой пустыни под С.-Петербургом], граф (1865), рос. гос. деятель и дипломат, гофмейстер (1896). Из рода Муравьёвых. Внук М. Н. Муравьёва (1796–1866). В нач. 1860-х гг. слушал лекции в Гейдельбергском ун-те. С 1864 на службе в рос. дипломатич. представительствах в Берлине (1864–65, 1869–72), Стокгольме (1866–67, 1873–1874), Штутгарте (1867–69), Карлсруэ (1872), Париже (1872–73), Гааге (1874–80). Первый секретарь рос. миссии в Париже (1880–1884), советник посольства в Берлине (1884–93). Чрезвычайный посланник и полномочный министр в Копенгагене (1893–97).
Мин. ин. дел [13(25).4.1897–8(21).6.1900; управляющий МИД с 1(13).1.1897; получил назначение благодаря имп. Марии Фёдоровне, матери имп. Николая II]. Продолжил политику дальнейшего «подмораживания» Восточного вопроса, проводившуюся мин. ин. дел А. Б. Лобановым-Ростовским. В 1897 путём обмена письмами с мин. ин. дел Австро-Венгрии А. Голуховским достиг секретного австро-рус. соглашения о сохранении статус-кво на Балканах, отказе обеих держав от территориальных притязаний на полуострове. Вместе с тем после начала англо-бурской войны 1899–1902 предложил выработать план занятия рос. войсками Черноморских проливов, при этом считал обязательным достижение письм. договорённости с Германией о признании ею за Россией «права ограждения, а в случае необходимости и фактического занятия Босфора». Обеспокоенный строительством ж. д. Берлин – Багдад, М. добился от Османской империи обязательства не передавать иностр. компаниям право на строительство ж.-д. линий на северо-востоке страны, в приграничных с Россией районах (1900).
Продолжил курс на активизацию рос. внешней политики на Дальнем Востоке. Один из гл. инициаторов Русско-китайской конвенции 1898 об аренде Россией Порт-Артура (Люйшунь) и порта Талиенван (Даляньвань) на Квантунском п-ове (см. Квантунская область). При этом пытался обеспечить дальнейшее закрепление России в Юж. Маньчжурии путём уступок Великобритании и Японии в Корее. 16(28).4.1899 заключил соглашение с Великобританией о разграничении сфер ж.-д. строительства в Китае, закрепившее за Россией право на сооружение железных дорог в Маньчжурии и Внешней Монголии, а также возможность сооружения линии от Китайско-Восточной железной дороги к Пекину.
В период обострения отношений с Великобританией сторонник создания коалиции держав в составе России, Германии и Франции. Совместно с франц. мин. ин. дел. Т. Делькассе в 1899 подтвердил действие русско-французского союза 1891–93. Сторонник активной политики на Ср. Востоке. Поддерживал планы рос. экономич. экспансии в Персии, в 1899–1900 добился продления на 10 лет обязательства перс. шаха не предоставлять концессий на ж.-д. строительство иностранцам; выступал противником идеи о разграничении сфер влияния между Великобританией и Россией в Персии. В нач. 1900 инициировал вопрос об установлении прямых дипломатич. отношений с Афганистаном.
В 1898 выступил с предложением созвать междунар. конференцию по разоружению и созданию междунар. арбитражного суда. Разработчик программы и организатор первой из Гаагских конференций мира 1899 и 1907.