МИНИСТЕ́РСТВО ЮСТИ́ЦИИ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНИСТЕ́РСТВО ЮСТИ́ЦИИ, центр. гос. учреждение в сфере юстиции в России и СССР, в РФ федеральный орган исполнит. власти. Образовано в результате министерской реформы 1802, устройство и функции определены «Общим учреждением министерств» 1811. В ходе Окт. революции 1917, в соответствии с Декретом 2-го Всерос. съезда Советов от 26.10(8.11).1917, учреждён Нар. комиссариат юстиции (Наркомюст, НКЮ) РСФСР (аналогичные наркоматы образованы в др. сов. республиках). В 1936 образован НКЮ СССР, который руководил деятельностью наркоматов юстиции союзных республик, а через них – деятельностью наркоматов юстиции автономных республик и управлений наркоматов юстиции при исполкомах краевых, областных советов. В 1946 НКЮ СССР и республиканские наркоматы юстиции переименованы в соответствующие министерства. В 1956 М. ю. СССР, а в 1957–63 и мин-ва юстиции союзных республик упразднены (их функции возложены на юридич. комиссии при СМ СССР и СМ союзных республик), в 1970 восстановлены. Местными органами НКЮ и М. ю. сов. периода были губернские отделы юстиции (1918–22) и уездные бюро юстиции (1920–22; в 1918 уездные отделы), находившиеся в двойном подчинении (по вертикали – Наркомюсту, по горизонтали – исполкому соответствующего Совета депутатов), управления юстиции при исполкомах краевых и областных Советов (1938–56), краевые и областные отделы юстиции (1970–91). М. ю. СССР окончательно ликвидировано постановлением Гос. совета СССР от 14.11.1991. Правопреемником союзного М. ю. стало М. ю. РФ (до 25.12.1991 – РСФСР).
Министр юстиции в Рос. империи по должности являлся ген.-прокурором Сената (верховного надзорного за законностью, апелляционного и кассационного органа), в этом качестве руководил обер-прокурорами Сената и прокурорами при губернских правлениях, с 1864 – прокурорами при окружных судах и судебных палатах; кроме того, руководил Герольдией и гос. межеванием (в дек. 1917 Межевая часть передана в ведение Наркомата земледелия). Он также представлял императору на утверждение приговоры по важнейшим делам и ходатайства о помиловании. М. ю. разрабатывало законопроекты по разл. отраслям права, судоустройству и судопроизводству, по преобразованию судебных учреждений, участвовало в работах по кодификации и систематизации законодательства (в ведении М. ю. в 1803–10 находилась Комиссия составления законов), издавало в пределах своей компетенции циркулярные и частные предписания о порядке применения законов, осуществляло ревизии судов, обобщало судебную статистику. После упразднения Второго отделения Собственной Е. И. В. канцелярии (1882) в М. ю. было сосредоточено составление отзывов и заключений на большинство законопроектов, разрабатывавшихся др. ведомствами. Утверждало в должностях выборных судей (до 1864). В 1864–99 проводило судебную реформу 1864, которая, в частности, возложила на М. ю. надзор за следствием. Представляло на утверждение императора назначения чиновников судебного ведомства – прокуроров (с 1802), следователей (с 1860), после 1864 также и судей практически всех судов (кроме выборных мировых, духовных, военных, военно-морских, инородческих судов и волостных судов). В 1864–1917 осуществляло контроль за деятельностью советов присяжных поверенных (адвокатуры), в 1866–1917 руководило нотариатом. Обеспечивало судебную деятельность (финансирование, материально-технич. снабжение, делопроизводство и пр.). В ведении М. ю. в 1-й пол. 19 в. находились суды низшей инстанции по мелким уголовным и гражд. делам – уездные (в Сибири – окружные) суды для всех сословий уезда (кроме городских) и городовые магистраты (в Сибири – городовые суды); суды ср. инстанции – верхние земские суды, губернские магистраты и верхние расправы; высшие судебные органы в губернии – палаты уголовного и гражд. суда (в Сибири – губернские и окружные суды, рассматривавшие как уголовные, так и гражд. дела), а также нижний и верхний надворные суды в С.-Петербурге и Москве для некоторых категорий дворян и разночинцев, совестные суды, словесные и коммерч. суды для исков по торговым делам. После судебной реформы 1864 М. ю. стало ведать обеспечением деятельности новой всесословной судебной системы, включавшей мировой суд (низшая выборная судебная инстанция, несколько в одном уезде), окружные суды (один на неск. уездов) и судебные палаты (одна на неск. губерний). Позднее в ведение М. ю. были переданы и преобразованы на началах судебной реформы 1864 судебные учреждения Царства Польского (1876, до этого находились в подчинении Правительственной комиссии юстиции в Варшаве) и Прибалтики (1889); судебная система Вел. кн-ва Финляндского оставалась независимой от М. ю. В 1883, после ликвидации Кавказского наместничества, в ведение М. ю. переданы судебные учреждения Кавказа и Закавказья.
После Окт. революции 1917 декретом СНК о суде от 22.11(5.12).1917 упразднены прежние суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Вместо них образованы местные (народные) суды, а также революц. трибуналы (1917–23) и внесудебные органы политич. террора и борьбы с контрреволюцией – ВЧК (1917–22), затем ГПУ – ОГПУ. В 1922–36 в состав Наркомюста входила прокуратура. В изменившихся условиях Наркомюст РСФСР занимался созданием новой правовой системы и новой юстиции. Участвовал в подготовке проектов Конституции РСФСР 1918, законов о судоустройстве (1918–20), а также кодексов – гражд., уголовного, о труде (все приняты в 1922), уголовно-процессуального и гражданско-процессуального (оба в 1923) и др., в проведении судебной реформы 1922, формировании народных, губернских (краевых, областных, окружных) судов. С 1928 Наркомюст сосредоточил в своих руках работу по прямому руководству судами, наркому юстиции в качестве заместителей стали подчиняться пред. Верховного суда РСФСР и прокурор РСФСР. НКЮ (Минюст) СССР проводил систематич. ревизии подведомственных органов юстиции и судов, обобщал судебную практику в целях обнаружения ошибок в правоприменительной деятельности, с 1936 давал судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики, руководил выборами судей, проверял их работу. В 1989, с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, органам юстиции перестали предоставлять возможность производить проверку деятельности судов, за М. ю. сохранилась функция организационного обеспечения их деятельности.
В ведении М. ю. Рос. империи находились Моск. архив М. ю. (с 1852, ныне в составе Рос. гос. архива древних актов), учебные заведения – Училище правоведения в С.-Петербурге (с 1835), Межевой институт в Москве, средние землемерные училища в Пскове, Пензе, Курске, Уфе и Тифлисе (после Окт. революции 1917 все учебные заведения переданы в подчинение Наркомата просвещения); Гл. тюремное управление со всеми подведомственными ему местами заключения [с 1895, передано из состава МВД; 26.4(9.5).1917 преобразовано в Гл. управление местами заключения]. После Февр. революции 1917 при М. ю. учреждены Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства, Особая следственная комиссия для расследования противозаконных действий сенаторов Уголовного кассационного деп-та Сената по гос. преступлениям, Особая комиссия для обследования деятельности Деп-та полиции МВД и подведомственных ему учреждений за 1905–17. В сов. период в ведении НКЮ (Минюста) РСФСР находились места заключения (1917–22, 1930–34; в 1922–30 в подчинении НКВД, с 1934 – в подчинении ГУЛАГа), а также н.-и. криминалистич. лаборатории, Гос. ин-т по изучению преступности и преступника (1930–91, с 1963 Всесоюзный НИИ сов. законодательства), в 1917–30 и 1936–49 изд-во «Юридическая литература» (меняло названия).
Периодич. издания М. ю. и НКЮ: «Журнал Министерства юстиции» (1859–1868, 1894–1917), газ. «Судебный вестник» (1866–77; прил. – «Судебный журнал», 1869–76), ж. «Тюремный вестник» (1893–1917); ж. «Пролетарская революция и право» (1918–21), «Бюллетень Верховного Суда СССР» (1925; 1957–1990), «Российская юстиция» (в 1922–1929 «Еженедельник Советской юстиции»; в 1930–93 «Советская юстиция») и др. Выпускались также: «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства» (1917–1924), «Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР» (1924–46; с 1938 «Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза ССР»), «Систематическое собрание действующих законов СССР» (кн. 1–5, 1926–27), «Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений Правительства РСФСР» (т. 1–15, 1967–70), «Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР» (т. 1–4, 1975–76) и др.
После распада СССР, в связи с изменениями в гос.-правовой системе и принятием Конституции РФ 1993, осуществлялась перестройка деятельности М. ю. РФ, направленная на исключение функций, допускающих вмешательство в правосудие, на повышение роли органов юстиции в защите прав и свобод граждан. В системе М. ю. РФ действуют Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, при М. ю. – Рос. федеральный центр судебной экспертизы (с 1948; первоначально н.-и. лаборатория, с 1962 Центр. НИИ судебно-мед. экспертизы), Рос. правовая академия (с 1970; образована как Всесоюзный ин-т усовершенствования работников юстиции), Науч. центр правовой информации (образован в 1975 при Всесоюзном НИИ сов. законодательства), Гос. регистрационная палата (с 1998), Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности воен., спец. и двойного назначения (1998). Местными органами М. ю. РФ являются министерства юстиции республик в составе РФ, управления (отделы) юстиции в федеральных округах, краях, областях, городах Москва и С.-Петербург, в автономных округах и автономной области. М. ю. РФ осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, гос. регистрации актов гражд. состояния, в области обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов др. органов, правоприменительные функции, а также контроль и надзор в подведомственных сферах, регистрирует некоммерч. организации (гос. регистрацию коммерч. организаций осуществляют территориальные органы Федеральной налоговой службы). Зам. министра юстиции РФ является уполномоченным РФ при Европ. суде по правам человека. М. ю. РФ издаёт «Бюллетень...» (с 1998).
Список руководителей ведомства до 1999 см. в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия»; Ю. Я. Чайка (17.8.1999–23.6.2006); В. В. Устинов (23.6.2006–12.5.2008); А. В. Коновалов (с 12.5.2008).