«О́БЩЕЕ УЧРЕЖДЕ́НИЕ МИНИСТЕ́РСТВ» 1811
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«О́БЩЕЕ УЧРЕЖДЕ́НИЕ МИНИСТЕ́РСТВ» 1811, законодательный акт имп. Александра I, определивший типовую структуру министерств и единый порядок их деятельности. Принят 25 июня (7 июля). Подготовлен М. М. Сперанским. В основном завершил создание министерской системы управления, начатое министерской реформой 1802. В основе «О. у. м.» – опыт деятельности центр. органов власти в России и Франции. Законодат. акт состоял из двух частей – «Образование министерств» и «Общий наказ министерствам».
В соответствии с «О. у. м.» гл. структурными частями центр. учреждений стали департаменты и канцелярия министра (министерства), которые разделялись на отделения, а те, в свою очередь, – на столы. Департаменты ведали определённым направлением деятельности, канцелярия – делами, которые касались всех подразделений министерства или поступали непосредственно к министру, а также финансами и кадрами министерства, составлением отчётов и т. п. Для коллегиального рассмотрения законодательных и иных важнейших вопросов ведомства образовывались совещат. органы – совет министра в составе директоров департаментов, а также общее присутствие департамента при его директоре, в которое входили начальники отделений. В состав совета министра и общего присутствия департамента могли также назначаться др. лица из числа специалистов, практич. деятелей (напр., фабриканты, купцы). «О. у. м.» проводило принцип строгого единоначалия и иерархич. подчинённости. Проекты решений по всем вопросам готовились в соответствующих столах и представлялись начальниками отделений директору департамента или канцелярии, который в зависимости от уровня дела представлял их на утверждение министра или разрешал сам (на практике решение большинства дел предопределялось позицией столоначальника). Непосредственному разрешению министра подлежали дела особой важности и секретные, документы, исходившие от императора, др. министров, генерал-губернаторов и т. д., жалобы.
Министры и их товарищи (заместители) назначались по непосредственному Высочайшему усмотрению, директора департаментов – императором по представлению министра, начальники отделений назначались министром по представлению директора департамента и утверждались в должности императором, прочие служащие назначались министром по представлению директора.
«О. у. м.» относило власть министра «единственно к порядку исполнительному», но наделяло министра правом законодат. инициативы и определяло требования к законопроектам, вносившимся в Гос. совет, закрепляло необходимость предварит. согласования законопроектов с др. заинтересованными ведомствами. Распоряжения министра, требовавшие утверждения императора, а также затрагивавшие несколько ведомств, должны были передаваться на обсуждение в К-т министров. В своих действиях министр был подчинён только императору.
«О. у. м.» регламентировало порядок делопроизводства: были установлены формы «письмоводства», регистрации документов, порядок их прохождения внутри министерства (с разделением дел в «отношении к их приготовлению и исполнению» на 3 категории – текущие, чрезвычайные и не терпящие времени) с указанием сроков исполнения и мер против «излишней переписки», виды отчётности и т. д. «О. у. м.» гласило, что «постепенное уменьшение числа дел есть самый главный признак благоустроенного министерства, а умножение их есть знак расстройства и смешения».
Делопроизводство всех центр. учреждений и структура большинства из них были приведены в соответствие с «О. у. м.» в 1811–12, структура Мор. мин-ва – в 1827, МИД – в 1832, Мин-ва нар. просвещения – в 1863. «О. у. м.» с небольшими изменениями действовало до Окт. революции 1917.