Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНСУ́Р

Авторы: В. М. Муханов

МАНСУ́Р (пер­вое имя – Ушур­ма) [1760, се­ле­ние Ал­ды, Чеч­ня – 13(24).4.1794, Шлис­сель­бург­ская кре­пость; по­хо­ро­нен в бе­зы­мян­ной мо­ги­ле], по­ли­тич. и ре­лиг. ли­дер гор­цев Сев. Кав­ка­за. Че­че­нец, при­над­ле­жал к тей­пу Эли­станж­хой. По од­ной вер­сии, по­лу­чил ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние в Да­ге­ста­не в брат­ст­ве На­кшбан­дийя, по др. вер­сии, был ма­ло­гра­мот­ным пас­ту­хом. В нач. 1780-х гг. под влия­ни­ем ме­ст­ных мулл на­чал про­по­ве­до­вать нор­мы ша­риа­та, пы­та­ясь од­но­вре­мен­но умень­шить зна­че­ние ада­та, го­во­рил о спра­вед­ли­вом му­сульм. го­су­дар­ст­ве. При­об­рёл ши­ро­кую из­вест­ность и ав­то­ри­тет сре­ди гор­ских об­ществ Чеч­ни и Да­ге­ста­на. В 1783 ме­ст­ное ду­хо­вен­ст­во, одоб­ряя его на­став­ле­ния, на­зва­ло его шей­хом, он по­лу­чил но­вое имя – М., что в пе­ре­во­де с араб. яз. оз­на­ча­ет «по­бе­до­нос­ный» или «по­бе­ди­тель». Стал при­зы­вать гор­цев к объ­еди­не­нию про­тив «пло­хих» му­суль­ман и про­тив «не­вер­ных» (хри­сти­ан). Это вы­зва­ло ши­ро­кую под­держ­ку гор­цев, ну­ж­дав­ших­ся в силь­ном ли­де­ре для про­дол­же­ния тра­диц. на­бе­гов за до­бы­чей на рос. тер­ри­то­рию, ко­то­рые ос­лож­ни­лись по­сле со­еди­не­ния к сер. 1780-х гг. в одну сис­те­му кре­по­стей и ук­ре­п­ле­ний Кавк. (Азо­во-Моз­док­ской) ук­ре­п­лён­ной ли­нии. Рос. ко­ман­до­ва­ние вос­при­ня­ло М. как воз­му­ти­те­ля спо­кой­ст­вия, уг­ро­жав­ше­го безо­пас­но­сти гра­ниц. По ини­циа­ти­ве авар­ско­го Ума-ха­на, по­тре­бо­вав­ше­го со­брать вой­ско и объ­е­ди­нить­ся со все­ми му­суль­ма­на­ми (в т. ч. тур­ка­ми), М., по од­ной вер­сии, на­чал от­кры­тую под­го­тов­ку к по­хо­ду про­тив Рос­сии, по др. вер­сии, к по­хо­ду на Ка­бар­ду («для при­ве­де­ния всех та­мош­них жи­те­лей в ма­го­ме­тан­ский за­кон»), ряд кня­зей ко­то­рой при­нес­ли при­ся­гу на вер­ность Рос­сии. М. обе­щал гор­цам во­ен. под­держ­ку со сто­ро­ны Ос­ман­ской им­перии, ко­то­рая го­то­ви­лась к ре­ван­шу по­сле рус.-тур. вой­ны 1768–74 и при­сое­ди­не­ния Кры­ма к Рос­сии в 1783, ак­тив­но за­ни­ма­лась ан­ти­рос­сий­ской про­па­ган­дой сре­ди гор­цев и от­кры­то сим­па­ти­зи­ро­ва­ла дви­же­нию Ман­су­ра.

По­сле по­лу­че­ния аген­тур­ной ин­фор­ма­ции об ан­ти­рос­сий­ских про­по­ве­дях М. от­ряд под ко­манд. полк. Ю. Н. Пие­ри (Пье­ри) по при­ка­зу кавк. на­ме­ст­ни­ка ген.-фельдм. Г. А. По­тём­ки­на (с 1787 По­тём­кин-Тав­ри­че­ский) от 6(17).5.1785 был на­прав­лен в Чеч­ню к се­ле­нию Ал­ды для по­им­ки М. Отряд сжёг аул, но не смог за­хва­тить М. и на об­рат­ном пути 26 ию­ня (7 ию­ля) был ок­ру­жён в лесу гор­ца­ми и пол­но­стью унич­то­жен (один из не­мно­гих спас­ших­ся по­сле это­го по­ра­же­ния – ор­ди­на­рец Пие­ри кн. П. И. Баг­ра­ти­он). Дан­ное со­бы­тие бы­ло вос­при­ня­то гор­ца­ми как знак осо­бого бла­го­во­ле­ния Ал­ла­ха к М., его попу­ляр­ность воз­рос­ла. Сре­ди бли­жай­ших спод­виж­ни­ков М. бы­ли бра­тья Умар-хад­жи и Ос­ман-хад­жи из Ша­ли, мул­ла На­гай-Мур­за-хад­жи; во­енными во­про­са­ми ве­да­ли ку­мык­ский вла­де­тель Али-Сул­тан и ка­бар­дин­ский кн. Дол (ко­ман­до­вал лич­но со­б­ран­ным от­ря­дом ка­бар­дин­цев). Вско­ре М. на­пра­вил своё вой­ско на Кавк. ук­ре­п­лён­ную ли­нию, 15(26) ию­ля взял Кар­гин­ский ре­дут и без­ус­пеш­но штур­мо­вал кре­пость Киз­ляр. Со­брав бо­лее 10 тыс. гор­цев, по­вто­рил по­пыт­ку штур­ма кре­по­сти 19–20 (30–31) авг., но вновь с боль­ши­ми по­те­ря­ми из-за силь­но­го арт. ог­ня от­сту­пил. В ок­тяб­ре то­го же го­да под Моз­до­ком вой­ско М. бы­ло раз­би­то от­ря­дом полк. Л. Т. На­ге­ля, ав­то­ри­тет М. сре­ди гор­цев стал бы­ст­ро па­дать. Не­смот­ря на их мас­со­вый от­ход от М., вес­ной 1786 под влия­ни­ем его про­по­ве­дей чер­ке­сы со­вер­ши­ли на­бег на Моз­док­скую ук­ре­п­лён­ную ли­нию. В 1787 М. по­тер­пел ещё неск. по­ра­же­ний от рос. войск и с ос­тат­ка­ми пре­дан­ных ему лю­дей пе­ре­брал­ся за р. Ку­бань к чер­ке­сам, за­тем по­сле по­ра­же­ния при ре­ках Уруп и Ла­ба в со­про­во­ж­де­нии все­го 4 чел. бе­жал в тур. кре­пость Ана­па. Во вре­мя на­чав­шей­ся рус.-тур. вой­ны 1787–91 при под­держ­ке тур. ко­ман­до­ва­ния, в ча­ст­но­сти се­рак­си­ра (глав­но­ко­манд.) тур. ар­мии Ба­тал-па­ши, М. не­од­но­крат­но во­зоб­нов­лял про­по­ве­ди, при­зы­вая гор­цев объ­е­ди­нить­ся и бо­роть­ся с рус­ски­ми; напр., ле­том и осе­нью 1790 аги­ти­ро­вал че­чен­цев при­нять уча­стие в во­ен. дей­ст­ви­ях на сто­ро­не ту­рок. По­сле оче­ред­ной не­уда­чи М. вер­нул­ся в Ана­пу, от­ку­да на­ме­ре­вал­ся от­пра­вить­ся в хадж в Мек­ку, но Ба­тал-па­ша из-за при­бли­же­ния рос. войск не вы­пус­тил его из кре­по­сти. 22.6(3.7).1791 при штур­ме Ана­пы, оса­ж­дён­ной рос. вой­ска­ми под ко­манд. ген.-ан­ше­фа И. В. Гу­до­ви­ча, М. ока­зал от­ча­ян­ное со­про­тив­ле­ние («ду­ша всей обо­ро­ны» кре­по­сти, по оцен­ке В. А. Пот­то), од­на­ко был за­хва­чен в плен. От­прав­лен в С.-Пе­тер­бург, где по при­ка­зу имп. Ека­те­ри­ны II дос­тав­лен в Тай­ную экс­пе­ди­цию. Осе­нью то­го же го­да об­ви­нён в воз­му­ще­нии гор­ских на­ро­дов про­тив Рос­сии и в том, что, по сло­вам им­пе­рат­ри­цы, «раз­ные ко вре­ду на­шей им­пе­рии де­лал по­ку­ше­ния». Пе­ре­ве­дён в Шлис­сель­бург­скую кре­пость, ос­тав­лен там по­жиз­нен­но по­сле то­го, как во вре­мя од­но­го из до­про­сов уда­рил но­жом ка­ра­уль­но­го. Сре­ди гор­цев бы­ту­ет мно­же­ст­во пре­да­ний о М., имам Ша­миль счи­тал его сво­им пред­ше­ст­вен­ни­ком и од­ним из учи­те­лей.

Лит.: Дуб­ро­вин Н. Ф. Ис­то­рия вой­ны и вла­ды­че­ст­ва рус­ских на Кав­ка­зе. СПб., 1886. Т. 2; Про­зри­те­лев Г. Н. Шейх Ман­сур. (Ма­те­риа­лы для ис­то­рии Кав­каз­ской вой­ны). Став­ро­поль, 1912. Гроз­ный, 1991; Скит­ский Б. В. Со­ци­аль­ный ха­рак­тер дви­же­ния има­ма Ман­су­ра // Из­вес­тия Вто­ро­го Се­ве­ро-Кав­каз­ско­го пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та. Орд­жо­ни­кид­зе, 1932. Т. 9; Смир­нов Н. А. Шейх Ман­сур и его ту­рец­кие вдох­но­ви­те­ли // Во­про­сы ис­то­рии. 1950. № 10; он же. Мю­ри­дизм на Кав­ка­зе. М., 1963; Bennig­sen A. Un mouvement populaire au Caucase du XVIII siécle // Cahiers du monde Russe et Soviétique. 1964. Vol. 5. № 2 (April – June); Ах­ма­дов Ш. Б. Имам Ман­сур. Гроз­ный, 1991; Пот­то В. А. Кав­каз­ская вой­на. М., 2006. [Т. 1]: От древ­ней­ших вре­мен до Ер­мо­ло­ва; Му­са­ев А. Н. Шейх Ман­сур. М., 2007.

Вернуться к началу