МАНСУ́Р
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНСУ́Р (первое имя – Ушурма) [1760, селение Алды, Чечня – 13(24).4.1794, Шлиссельбургская крепость; похоронен в безымянной могиле], политич. и религ. лидер горцев Сев. Кавказа. Чеченец, принадлежал к тейпу Элистанжхой. По одной версии, получил духовное образование в Дагестане в братстве Накшбандийя, по др. версии, был малограмотным пастухом. В нач. 1780-х гг. под влиянием местных мулл начал проповедовать нормы шариата, пытаясь одновременно уменьшить значение адата, говорил о справедливом мусульм. государстве. Приобрёл широкую известность и авторитет среди горских обществ Чечни и Дагестана. В 1783 местное духовенство, одобряя его наставления, назвало его шейхом, он получил новое имя – М., что в переводе с араб. яз. означает «победоносный» или «победитель». Стал призывать горцев к объединению против «плохих» мусульман и против «неверных» (христиан). Это вызвало широкую поддержку горцев, нуждавшихся в сильном лидере для продолжения традиц. набегов за добычей на рос. территорию, которые осложнились после соединения к сер. 1780-х гг. в одну систему крепостей и укреплений Кавк. (Азово-Моздокской) укреплённой линии. Рос. командование восприняло М. как возмутителя спокойствия, угрожавшего безопасности границ. По инициативе аварского Ума-хана, потребовавшего собрать войско и объединиться со всеми мусульманами (в т. ч. турками), М., по одной версии, начал открытую подготовку к походу против России, по др. версии, к походу на Кабарду («для приведения всех тамошних жителей в магометанский закон»), ряд князей которой принесли присягу на верность России. М. обещал горцам воен. поддержку со стороны Османской империи, которая готовилась к реваншу после рус.-тур. войны 1768–74 и присоединения Крыма к России в 1783, активно занималась антироссийской пропагандой среди горцев и открыто симпатизировала движению Мансура.
После получения агентурной информации об антироссийских проповедях М. отряд под команд. полк. Ю. Н. Пиери (Пьери) по приказу кавк. наместника ген.-фельдм. Г. А. Потёмкина (с 1787 Потёмкин-Таврический) от 6(17).5.1785 был направлен в Чечню к селению Алды для поимки М. Отряд сжёг аул, но не смог захватить М. и на обратном пути 26 июня (7 июля) был окружён в лесу горцами и полностью уничтожен (один из немногих спасшихся после этого поражения – ординарец Пиери кн. П. И. Багратион). Данное событие было воспринято горцами как знак особого благоволения Аллаха к М., его популярность возросла. Среди ближайших сподвижников М. были братья Умар-хаджи и Осман-хаджи из Шали, мулла Нагай-Мурза-хаджи; военными вопросами ведали кумыкский владетель Али-Султан и кабардинский кн. Дол (командовал лично собранным отрядом кабардинцев). Вскоре М. направил своё войско на Кавк. укреплённую линию, 15(26) июля взял Каргинский редут и безуспешно штурмовал крепость Кизляр. Собрав более 10 тыс. горцев, повторил попытку штурма крепости 19–20 (30–31) авг., но вновь с большими потерями из-за сильного арт. огня отступил. В октябре того же года под Моздоком войско М. было разбито отрядом полк. Л. Т. Нагеля, авторитет М. среди горцев стал быстро падать. Несмотря на их массовый отход от М., весной 1786 под влиянием его проповедей черкесы совершили набег на Моздокскую укреплённую линию. В 1787 М. потерпел ещё неск. поражений от рос. войск и с остатками преданных ему людей перебрался за р. Кубань к черкесам, затем после поражения при реках Уруп и Лаба в сопровождении всего 4 чел. бежал в тур. крепость Анапа. Во время начавшейся рус.-тур. войны 1787–91 при поддержке тур. командования, в частности сераксира (главнокоманд.) тур. армии Батал-паши, М. неоднократно возобновлял проповеди, призывая горцев объединиться и бороться с русскими; напр., летом и осенью 1790 агитировал чеченцев принять участие в воен. действиях на стороне турок. После очередной неудачи М. вернулся в Анапу, откуда намеревался отправиться в хадж в Мекку, но Батал-паша из-за приближения рос. войск не выпустил его из крепости. 22.6(3.7).1791 при штурме Анапы, осаждённой рос. войсками под команд. ген.-аншефа И. В. Гудовича, М. оказал отчаянное сопротивление («душа всей обороны» крепости, по оценке В. А. Потто), однако был захвачен в плен. Отправлен в С.-Петербург, где по приказу имп. Екатерины II доставлен в Тайную экспедицию. Осенью того же года обвинён в возмущении горских народов против России и в том, что, по словам императрицы, «разные ко вреду нашей империи делал покушения». Переведён в Шлиссельбургскую крепость, оставлен там пожизненно после того, как во время одного из допросов ударил ножом караульного. Среди горцев бытует множество преданий о М., имам Шамиль считал его своим предшественником и одним из учителей.