Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИВА́Н ИВА́НОВИЧ

Авторы: В. Д. Назаров

ИВА́Н ИВА́НОВИЧ Мо­ло­дой (15.2.1458, Мо­ск­ва – 7.3.1490, там же; по­хо­ро­нен в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля), вел. князь мо­с­ков­ский (1471–1490), вел. князь твер­ской (1485–90). Из ди­на­стии моск. Рю­ри­ко­ви­чей, сын Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча от 1-го бра­ка с Ма­ри­ей Бо­ри­сов­ной; отец Дмит­рия Ива­но­ви­ча Вну­ка. Впер­вые упо­мя­нут в «до­кон­ча­нии» (до­го­во­ре) кон. 1460-х гг. Ива­на III с Ан­д­ре­ем Ва­силь­е­ви­чем Боль­шим (Го­ря­ем). С ию­ня 1471 в кня­же­ских до­го­во­рах, внут­ри­по­ли­тич. и внеш­не­по­ли­тич. до­ку­мен­тах, ле­то­пис­ных тек­стах име­но­вал­ся вел. кня­зем, став со­пра­ви­те­лем и на­след­ни­ком сво­его от­ца. Во вре­мя дли­тель­ных по­хо­дов и по­ез­док Ива­на III в Нов­го­род за­ме­щал его в Мо­ск­ве в ка­че­ст­ве вер­хов­но­го пра­ви­те­ля (июнь – авг. 1471, 1475–76, 1477–78, 1479–80). При­сут­ст­во­вал на тор­же­ст­вен­ных при­двор­ных це­ре­мо­ни­ях: встре­че Ива­на III по­сле по­хо­да на Нов­го­род (1471), пе­ре­не­се­нии мо­щей митр. Пет­ра (1472), по­хо­ро­нах митр. Мо­с­ков­ско­го Фи­лип­па I (1473), ос­вя­ще­нии Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля (1479) и др. Уча­ст­во­вал в разл. ди­пло­ма­тич. ме­ро­прия­ти­ях: лич­но от не­го бы­ли от­прав­ле­ны да­ры па­пе Рим­ско­му Сик­сту IV (янв. 1473); нов­го­род­ские по­слы в 1477 бы­ли на­прав­ле­ны не толь­ко к Ива­ну III, но и к И. И.; в рус­ско-ли­вон­ских до­ку­мен­тах 1470-х гг. име­но­вал­ся «ца­рём», как и Иван III. С кон. 1470-х гг. осу­ще­ст­в­лял ве­ли­ко­кня­же­ский суд в Мо­ск­ве.

В хо­де от­ра­же­ния на­па­де­ния ха­на Боль­шой Ор­ды Ах­ме­да на Рус. гос-во 8.6.1480 во гла­ве зна­чит. сил на­прав­лен из Мо­ск­вы в Сер­пу­хов (ре­аль­ным ко­ман­дую­щим яв­лял­ся, ско­рее все­го, кн. Д. Д. Холм­ский). В кон­це сен­тяб­ря – на­ча­ле ок­тяб­ря ко­ман­до­вал пе­ре­дис­ло­ка­ци­ей осн. сил рус. войск на ле­вый бе­рег р. Уг­ра пе­ред Стоя­ни­ем на Уг­ре 1480. От­ка­зал­ся вы­пол­нить рас­по­ря­же­ние от­ца – по­ки­нуть рас­по­ло­же­ние войск и вер­нуть­ся в Мо­ск­ву. Вой­ско во гла­ве с И. И. от­ра­зи­ло все по­пыт­ки ор­дын­цев фор­си­ро­вать р. Уг­ра (окт. 1480).

В нач. 1480-х гг. за­мет­но воз­рос­ла роль И. И. как вел. кня­зя мо­с­ков­ско­го в ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-су­деб­ной дея­тель­но­сти. 12.1.1483 он же­нил­ся на Еле­не Сте­фа­нов­не, до­че­ри молд. гос­по­да­ря Сте­фа­на III Ве­ли­ко­го. То, что И. И. дос­тиг ста­ту­са пол­ной со­ци­аль­ной зре­ло­сти в свя­зи с же­нить­бой и ро­ж­де­ни­ем сы­на Дмит­рия (10.10.1483), а так­же то, что у Ива­на III во 2-м бра­ке с З.(С. Ф.) Па­лео­лог ро­ди­лись де­ти, ско­рее все­го, обу­сло­ви­ло вы­де­ле­ние И. И. отд. тер­ри­то­рии (Суз­даль, Га­лич, Ко­ст­ро­ма), где он пра­вил в ка­че­ст­ве вел. кня­зя (од­на­ко это не от­ме­ня­ло вер­хов­ной вла­сти на этой тер­ри­то­рии Ива­на III). В 1485 И. И. уча­ст­во­вал в по­хо­де на Твер­ское кня­же­ст­во: в ре­зуль­та­те не­дол­гой оса­ды и бег­ст­ва в Вел. кн-во Ли­тов­ское по­след­не­го вел. кн. твер­ско­го Ми­хаи­ла Бо­ри­со­ви­ча Тверь ка­пи­ту­ли­ро­ва­ла. 15.9.1485 со­стоя­лись въезд вел. кня­зей мо­с­ков­ских (Ива­на III и И. И.) в Твер­ской кремль и тор­же­ст­вен­ное бо­го­слу­же­ние в Спас­ском со­бо­ре.

По ре­ше­нию Ива­на III Твер­ское вел. кн-во вклю­ча­лось в со­став Рус. гос-ва на пра­вах зна­чит. ав­то­но­мии, а его гла­вой с ти­ту­лом вел. кня­зя твер­ско­го был по­став­лен И. И., по ма­те­рин­ской ли­нии – внук вел. кн. твер­ско­го Бо­ри­са Алек­сан­д­ро­ви­ча и пле­мян­ник Ми­хаи­ла Бо­ри­со­ви­ча. 18.9.1485 И. И. «въе­хал в го­род Тферь жы­ти». На на­чаль­ном эта­пе прав­ле­ния И. И. его дея­тель­ность в оп­ре­де­лён­ной ме­ре кон­тро­ли­ро­ва­лась на­зна­чен­ным Ива­ном III твер­ским на­ме­ст­ни­ком В. Ф. Об­раз­цом Сим­ским. Пре­ро­га­ти­вы И. И. как вел. кня­зя твер­ско­го не от­ме­ня­ли вер­хов­ной вла­сти Ива­на III над Твер­ским кн-вом, а И. И. не ут­ра­тил прав со­пра­ви­те­ля от­ца по от­но­ше­нию к не­твер­ским тер­ри­то­ри­ям (из­вест­ны слу­чаи, ко­гда вы­не­се­ние су­деб­ных по­ста­нов­ле­ний от­кла­ды­ва­лось до при­ез­да И. И. из Тве­ри в Мо­ск­ву) и со­от­вет­ст­вую­ще­го ти­ту­ла (в швед. гра­мо­тах и нов­го­род­ских до­ку­мен­тах име­но­вал­ся вел. князь «всея Ру­си»). По­ми­мо ре­зи­ден­ции в Тве­ри, И. И., ве­ро­ят­но, имел отд. двор в Мо­с­ков­ском Крем­ле. В це­лом И. И. со­хра­нил тра­ди­ци­он­ные для Твер­ско­го кн-ва ин­сти­ту­ты и уч­ре­ж­де­ния. Осо­бый твер­ской двор вклю­чал при И. И. мн. пред­ста­ви­те­лей твер­ской ти­ту­лов. ари­сто­кра­тии (боль­шин­ст­во быв. удель­ных кня­зей – твер­ских Рю­ри­ко­ви­чей – ста­ли слу­жи­лы­ми князь­я­ми и боя­ра­ми), не­ти­ту­лов. зна­ти (Бо­ри­со­вы-Бо­роз­ди­ны, Жи­то­вы, Кин­ды­ре­вы, Сак­мы­ше­вы и пр.), др. твер­ских ро­дов и фа­ми­лий, а так­же вы­ход­цев из «мо­с­ков­ских» ро­дов (кня­зья Обо­лен­ские и Ту­лу­по­вы, Гу­се­вы-До­б­рын­ские, Пуш­ки­ны, Са­бу­ро­вы и др.). В рам­ках дво­ра и двор­цо­вых вла­де­ний И. И. функ­цио­ни­ро­ва­ли твер­ская Бо­яр­ская ду­ма, ин­сти­тут дво­рец­ко­го, пут­ные ве­дом­ст­ва (в ча­ст­но­сти, лов­чий и со­коль­ни­чий пу­ти). Дей­ст­во­ва­ла осо­бая сис­те­ма во­ен. служ­бы «изо Тве­ри», ко­гда для по­хо­дов или гар­ни­зон­ной служ­бы от­прав­ля­лись вое­во­ды из со­ста­ва чле­нов твер­ско­го дво­ра с от­ря­да­ми из твер­ских же де­тей бо­яр­ских (в т. ч. в по­ход на Ка­зань 1487; для уча­стия в рус.-ли­тов. вой­не 1487–94; в по­ход на Вят­ку 1489). Осо­бая твер­ская кан­це­ля­рия при И. И. ис­поль­зо­ва­ла мо­с­ков­ские, твер­ские, а так­же ком­би­ни­ров. фор­му­ля­ры при вы­да­че жа­ло­ван­ных и корм­ле­ных гра­мот. И. И. под­твер­дил пра­ва соб­ст­вен­но­сти на вот­чи­ны боль­шин­ст­ва твер­ских бо­яр и де­тей бо­яр­ских (в т. ч. отъ­е­хав­ших в Мо­ск­ву в кон. 1470-х гг. и вер­нув­ших­ся по­сле 1485), в то же вре­мя раз­ви­вал по­ме­ст­ную сис­те­му зем­ле­вла­де­ния на твер­ских зем­лях. Су­ще­ст­ву­ет вер­сия о свя­зях И. И. с чле­на­ми моск. круж­ка ере­ти­ков, од­на­ко пря­мых фак­тов, под­твер­ждаю­щих это, нет.

С ле­та 1488 И. И. стал ча­ще и доль­ше бы­вать в Мо­ск­ве, ве­ро­ят­но, из-за обо­ст­ре­ния у не­го хро­нич. по­ли­арт­ри­та. В нач. 1490 врач Ле­он, при­быв­ший в Мо­ск­ву из Ве­не­ции, по­обе­щал Ива­ну III из­ле­чить И. И., га­ран­ти­ро­вав ус­пех собств. жиз­нью. Од­на­ко ин­тен­сив­ные ме­то­ды ле­че­ния, при­ме­нён­ные Ле­о­ном, при­нес­ли об­рат­ный ре­зуль­тат: от него И. И. «тяг­чая бысть и ум­ре» (за это Ле­он был каз­нён 29.4.1490).

Лит.: Каш­та­нов С. М. Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская ис­то­рия Рос­сии кон­ца XV – пер­вой по­ло­ви­ны XVI в. М., 1967; Фло­ря Б. Н. О пу­тях по­ли­ти­че­ской цен­тра­ли­за­ции Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва (на при­ме­ре Твер­ской зем­ли) // Об­ще­ст­во и го­су­дар­ст­во фео­даль­ной Рос­сии. М., 1975; Хо­рош­ке­вич А. Л. Рус­ское го­су­дар­ст­во в сис­те­ме ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний кон­ца XV – на­ча­ла XVI в. М., 1980; На­за­ров В. Д. Свер­же­ние ор­дын­ско­го ига на Ру­си. М., 1983; Алек­се­ев Ю. Г. Ос­во­бо­ж­де­ние Ру­си от ор­дын­ско­го ига. Л., 1989.

Вернуться к началу