ПОЗДНЕСКИ́ФСКАЯ АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКАЯ О́БЩНОСТЬ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЗДНЕСКИ́ФСКАЯ АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКАЯ О́БЩНОСТЬ (позднескифская культура; позднескифские памятники и т. п.), группы археологич. памятников 2 в. до н. э. – 3 в. н. э. в части степной и лесостепной зон Вост. Европы. Начало систематич. изучения в Крыму с 1920-х гг. (Н. Л. Эрнст), в Нижнем Поднепровье – с 1930-х гг. (И. В. Фабрициус, Б. Н. Граков); мн. исследователи относят к П. а. о. только эти группы. А. В. Гудкова (с 1980-х гг.) включает в неё более широкий круг древностей западнее Днепра; А. М. Обломский и др. расширяют П. а. о. до Поволжья. В соответствии с «широким» пониманием П. а. о. составляют ряд анклавов, расположенных чересполосно с памятниками сарматских археологических культур, позднезарубинецкими (см. в ст. Зарубинецкая культура), античными: на территории Буджака (выделены в 1990-е гг. М. М. Фокеевым), в Нижнем Поднестровье и близ Днепровско-Бугского лимана (в 1980-е гг. А. В. Гудковой), в Нижнем Поднепровье (в 1950-е гг. Н. Г. Елагиной и Н. Н. Погребовой), Юж. и Зап. частях Крыма (с кон. 1940-х гг. П. Н. Шульцем), лесостепном Подонье (к 1990-м гг. А. П. Медведевым). Отд. памятники есть в Ср. Поднепровье (выделены в 1980-е гг. Е. В. Максимовым), Днепровском лесостепном Левобережье (в 2000-е гг. А. М. Обломским), в Поволжье – в черте г. Саратов и на Самарской Луке (в 2000-е гг. Д. А. Сташенковым). С П. а. о. связано формирование памятников типа Ново-Клеймёново в бассейне верхнего течения Оки. Элементы П. а. о. отмечены на памятниках Нижнего Подонья (Танаис и др.), позднезарубинецких в Юж. Побужье и др. Большинство исследователей ограничиваются изучением одной из локальных групп.
Преобладают селища. Городища исследованы в Крыму, Нижнем Поднепровье (в т. ч. Каменское городище), Верхнем Подонье, в т. ч. сложной планировки, иногда с каменными стенами и башнями. Постройки в Сев.-Зап. Причерноморье, Нижнем Поднепровье, Крыму каменные, в т. ч. 2- или 3-камерные и типа мегарон, с каменным цоколем и каркасно-глинобитными или сырцовыми стенами, каркасно-глинобитные наземные, полуземлянки. В Верхнем Подонье и Буджакской степи – в осн. полуземлянки. Крыши – камышовые или соломенные, иногда обмазанные глиной. В Нижнем Поднепровье и Крыму применялась и черепица. Дома отапливались открытыми очагами или глиняными переносными жаровнями. Показательны глиняные зооморфные подставки для вертелов. В Нижнем Поднепровье исследованы усадьбы, огороженные каменной стеной. В Неаполе Скифском – дворцовый комплекс; предположительно дворцом было каменное здание на Знаменском городище в Нижнем Поднепровье. Могильники в Сев.-Зап. Причерноморье, Нижнем и Ср. Поднепровье, Крыму – бескурганные трупоположения, есть впускные погребения в курганах и в валах. Склепы, катакомбы, одиночные захоронения в простых ямах и ямах с подбоями. Известны захоронения младенцев в амфорах под порогами домов, мавзолей в Неаполе Скифском. В погребениях знати встречаются овальные пластины из золота, закрывавшие глаза и рот. В Нижнем Поднепровье и в Крыму на могильниках есть каменные стелы, в Крыму – антропоморфные, в т. ч. с изображением всадников.
Характерны груболепные округлобокие горшки с S-овидным профилем, сосуды с раструбообразным венчиком, конич. и полусферич. крышки с полыми ручками. Есть локальные формы керамики. Встречены корчаги, миски с лощёной и шероховатой поверхностью, кувшины, кружки, курильницы, в Крыму – лепные светильники. Орнаментация – вдавлениями по краю венчиков кухонных сосудов, прочерченными композициями, налепами (особенно популярны в Нижнем Поднепровье, Крыму, низовьях Дона). Железные мотыги, серпы, рыболовные крючки, иглы; каменные ручные мельницы, ступы, зернотёрки, лощила; глиняные грузила для сетей и ткацкого станка, пряслица; костяные иглы, проколки (в Крыму и напильники). Вооружение представлено мечами, кинжалами, копьями, стрелами, шлемом из Неаполя Скифского, чешуйчатыми панцирями, кольчугами, умбонами щитов (Крым); конское снаряжение – удилами с псалиями. Металлич. серьги, гривны, фибулы, подвески, браслеты, перстни, поясные крючки, сменяющиеся пряжками, зеркала, детали шкатулок. В основе хозяйства – земледелие (пшеница, ячмень, просо, рожь) и животноводство (мелкий и крупный рогатый скот, лошадь, свинья). В Крыму практиковалось виноградарство; исследованы печи для обжига лепной керамики.
Разнообразен античный импорт (особенно в Крыму): столовая посуда, амфоры, украшения, бусы, стеклянные сосуды, монеты. С античным влиянием связаны некоторые строит. традиции, погребальные сооружения, формы столовой посуды, позднескифские монеты с именем царя Скилура. С сарматской культурой общие типы оружия и узды, ряд украшений, некоторые формы лепных сосудов, детали погребального обряда; на вещах и граффити встречены изображения сарматских тамг. На ранних стадиях П. а. о. в Крыму и Нижнем Поднепровье зафиксировано влияние культуры Латен, в Нижнем Поднепровье – зарубинецкой культуры, в Сев.-Зап. Причерноморье и Нижнем Поднепровье – фракийской (по лепной керамике).
Наиболее ранние памятники П. а. о. (2 в. до н. э.) исследованы в Нижнем Поднепровье и Крыму. Их формирование связывают с оттоком носителей скифской археологической культуры в результате экспансии сарматов, экологич. кризисом. Большинство памятников Причерноморья и лесостепной зоны датируется 1–3 вв. н. э.; в Буджакской степи – не ранее 2 в. Источники распространения П. а. о. в ряде регионов не изучены. Возникновение её памятников в Сев.-Зап. Причерноморье А. В. Гудкова связывает с миграциями из Нижнего Поднепровья. В Верхнем Подонье, по А. П. Медведеву, происходило развитие традиций местного населения скифского времени.
Исчезновение П. а. о. в ряде регионов связывается с миграциями ок. сер. 3 в., судя по всему, на юге зафиксированными как Скифские войны, а также вызванными экспансией алан Сев. Кавказа и др. процессами. К кон. 3 в. в Буджакской степи распространяются памятники типа Этулия (есть точка зрения об отнесении к ним и местных памятников П. а. о.), в Сев.-Зап. Причерноморье и Нижнем Поднепровье – черняховской культуры, в Верхнем Подонье – типа Каширка – Седелки, связанные с черняховскими традициями, в Крыму – типа Дружное – Нейзац. На многих из них фиксируются традиции П. а. о. Памятники, близкие комплексу Рогожкино, связывают с нижнедонским населением, мигрировавшим после разгрома Танаиса и др. центров. Судьба П. а. о. Поволжья не изучена.