ПЛИ́ТОЧНЫЕ МОГИ́ЛЫ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛИ́ТОЧНЫЕ МОГИ́ЛЫ, тип археологич. памятников в Центр. Азии – прямоугольные мегалитич. конструкции (см. Мегалит) из вертикально установленных наземных плит, ограждающих погребение или жертвоприношение. Характерны для плиточных могил культуры и некоторых др. культур бронзового и раннего железного веков. Впервые зафиксированы Д. Г. Мессершмидтом в 1724 близ оз. Далайнор (историч. обл. Барга, аймак Хулун-Буйр, автономный р-н Внутренняя Монголия, Китай). Термин «плиточные погребения» ввёл рос. археолог Г. И. Боровка в сер. 1920-х гг. В 1930-е гг. Г. П. Сосновский выделил 3 их типа: 1) с высокой прямоугольной оградой и выступающими камнями по углам; 2) с более низкой 4-угольной оградой, окружённой плоской каменной насыпью; 3) «фигурные», с плоской каменной насыпью, имеющей вогнутые стороны, обрамлённые невысокими плитами. В 1980-х гг. рос. археолог А. Д. Цыбиктаров уточнил устройство П. м., определил, что среди них есть погребальные памятники и жертвенники.
П. м. вытянуты по линии запад – восток (с отклонениями), размеры в осн. 3–4×2–3 м (от 2×1,5 до 11×9 м), выс. до 1 м (в вост. районах до 2 м), угловые плиты возвышаются в осн. на 0,5–0,6 м (до 3 м). В состав ограды иногда входят 1–2 оленных камня. Оленные и т. н. сторожевые камни (др. назв. «коновязи» – «сэргэ») могли устанавливаться и на расстоянии ок. 10–20 м от П. м. Могильная яма в плане близка прямоугольнику или овалу, глубина 0,2–0,9 м, содержит одно или неск. трупоположений и часто инвентарь. После засыпки над ней сооружалась прямоугольная каменная кладка (нередко и перекрытие крупными плоскими плитами) выс. неск. десятков сантиметров, которую по сторонам обкладывали плитами, установленными на ребро, образующими оградку с выкладкой-крепидой по внешней стороне. П. м.-жертвенники в осн. больше могильных, расположены рядом с могильниками или петроглифами. Внутри, на поверхности и в неглубоких ямах, находятся изделия из бронзы, кости, камня, черепа (иногда более 100) и части костяков лошадей, мелкого и крупного рогатого скота, собак, реже оленей и др. диких животных, а также людей.
В культурно-хронологич. аспекте П. м. рассматривают как продолжение традиции погребений в заглублённых каменных ящиках периода развитого неолита – палеометалла, которые встречаются и на одном памятнике с П. м. Традиция возведения дольменов через территорию Маньчжурии могла оказать влияние на появление П. м. или наоборот. Напр., Ким Вон Йон считал, что дольмены на территории Сев. Кореи восходят к культуре П. м. Этнографами зафиксировано почитание П. м. как могил предков у совр. тибетцев, строительство П. м. для погребений в пров. Гуйчжоу (Китай) у народов гэлао и шуй, говорящих на тай-кадайских языках.