МОХЭ́
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОХЭ́, кит. название группы тунгусоязычных племён (кор. – мальгаль, тюрк. – бёкли), населявших во 2-й пол. 1-го тыс. совр. территории юга рос. Дальнего Востока, Приамурья, Сев.-Вост. Китая. Первые упоминания – в кит. источниках сер. 6 в.; предшественников М. эпохи Поздней Вэй (4–5 вв.) именовали уцзи (кор. мукри). Кит. слово «М.» связывают с тунгусо-маньчжурским «поречане, жители [у] рек»; есть мнение, что это отражает природно-географич. особенности мест обитания М. Известно 7 племён М.: сумо (2-е по численности) – в верхнем течении р. Сунгари, на границе с древним гос-вом Когурё; байшань (3-е по численности) – юго-восточнее, у горного массива, прилегающего к верховьям р. Муданьцзян; гудо – у слияния Нэньцзян и Сунгари; аньчэгу – северо-восточнее гудо, в районе совр. г. Харбин; фуне – в нижнем и среднем течении Сунгари; гуши – в низовьях Сунгари; хэйшуй (самое могущественное) – по берегам р. Амур от устья Сунгари до устья Уссури. Существуют и несколько др. локализаций; наиболее дискуссионно соотношение территорий М. и монголоязычных шивэй. М. были союзниками гос-ва Когурё (затем Пэкче, Силла), Второго Тюркского каганата в борьбе с кит. государствами эпох Суй и Тан. После поражения Когурё многие его жители бежали к сумо и стали возводить у них крепости. В 698 юж. группы М. образовали гос-во Бохай.
По данным кит. письм. источников, М., как и уцзи, строили полуземлянки с входом наверху купольного перекрытия, откуда вниз вела приставная лестница; посёлки защищал вал. С наступлением тёплого времени года М. покидали зимние жилища и перемещались ближе к берегам рек и пастбищам. В основе хозяйства – плужное земледелие (просо, пшеница, соя, мальва), коневодство, разведение свиней и собак, охота. Зерновые использовались и для приготовления спиртных напитков. Было развито ткачество. Упоминаются головные уборы, которые амурские М. украшали перьями из хвостов фазанов и клыками дикого кабана, а сунгарийские – хвостами леопардов и тигров. Волосы заплетали в свободно свисающие косы. В военном деле была важна роль всадников, в т. ч. с усиленными луками уменьшенных размеров; отмечалось и мастерство действий М. в пешем строю. Умершего опускали на дно ямы, ставили перед ним пищу, приносили жертвы (с мужчиной хоронили его коня), затем засыпали землёй и сооружали дерев. «хижину». Упоминание об использовании трупов осенью и зимой для приманки соболей интерпретируют как описание обряда временного или постоянного («воздушное погребение») выставления тела.
Соотнесение историч. сведений о М. с материалами мохэ культуры и др. археологич. памятников вызывает дискуссии. Распространено мнение, что к 8 в. часть М. с верхнего и среднего течения Сунгари (в осн. сумо), участвовавших в образовании Бохай, мигрировали в район Зейско-Буреинской низменности, что отражает троицкая группа памятников. Они имеют ряд аналогий в погребальных обрядах (преобладание вторичных погребений и ряда вариантов трупосожжения, преднамеренная порча инвентаря) и керамике («вафельный» штамп, «двугубчатый» венчик, рельефный валик в нижней части шейки) на территории Бохай (там есть керамика, сделанная на гончарном круге, что можно объяснить присутствием ремесленников из Когурё). Найфельскую группу памятников (в осн. 5–7 вв.) соотносят с хэйшуй. Наличие на среднем Амуре, наряду с чертами, характерными для троицкой группы, каменных склепов, показательных для групп М., участвовавших в образовании Бохай, рассматривают как свидетельства о проникновении групп бохайцев с территории юго-вост. Маньчжурии. В Юго-Вост. Забайкалье выделяют укреплённые поселения с обществ. площадками и дренажными системами (Чудейский утёс, Витчиха, Усть-Чёрнинское городище и др.). Их возникновение связывают с продвижением М. (носителей троицкой группы памятников) на запад от осн. ареала.