Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 475

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. В. Берёзкин

ЛИ́МА (Lima), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра 1 в. до н. э. – 7 в. н. э. в до­ли­нах Чан­кай, Чиль­он, Ри­мак, Лу­рин (центр. по­бе­ре­жье совр. Пе­ру). На­зва­на по совр. г. Ли­ма, в чер­те ко­то­ро­го из­вест­ны мно­го­числ. па­мят­ни­ки Л. Ке­ра­мич. стиль Л. (пер­во­на­чаль­но на­зван «про­то-Ли­ма») вы­де­лен нем. ар­хео­ло­гом М. Уле в кон. 19 в. при рас­коп­ках по­се­ле­ния Нье­ве­рия, близ г. Ли­ма.

Лима. Керамические сосуды с налепными изображениями. Археологический музей «Рафаэль Ларко Эррера» (Лима).

Куль­ту­рa Л. сло­жи­лась на ос­но­ве тра­ди­ций при­шель­цев – гор­цев (из­го­тав­лива­ли ке­ра­ми­ку, рас­пи­сан­ную бе­лым по крас­но­му фо­ну, раз­во­ди­ли лам), под на­тис­ком ко­то­рых по­гиб­ла куль­ту­ра Ча­вин в пос­лед­них ве­ках н. э. Ран­ний пе­ри­од Л. (до сер. 3 в. н. э.; часть ар­хео­ло­гов ис­клю­ча­ют его из «соб­ст­вен­но» Л.) ха­рак­те­ри­зу­ют неск. ке­ра­мич. сти­лей, на ос­но­ве ко­то­рых фор­ми­ру­ет­ся стиль «соб­ст­вен­но» Л. (др. на­зва­ния – «нье­ве­рия», «ма­ран­га»). Для не­го по­ка­за­тель­на ке­ра­ми­ка, ук­ра­шен­ная чёр­ной, бе­лой, крас­ной, ино­гда оран­же­вой рос­пи­сью (сту­пень­ки, тре­уголь­ни­ки, по­ло­сы, круж­ки, шев­ро­ны), на­леп­ны­ми, тща­тель­но про­ра­бо­тан­ны­ми фи­гу­ра­ми лю­дей и жи­вот­ных, час­то – ягуа­ров (рис.). Ша­ро­об­раз­ные со­су­ды с руч­кой-мос­ти­ком рас­смат­ри­ва­ют как сви­де­тель­ст­во влия­ния с юга (куль­ту­ры на­ска), на­ли­чие изо­бра­же­ний – с се­ве­ра (мо­чи­ка). Спе­ци­фич­ны фля­ги в ви­де жен­ской гру­ди и горш­ки на трёх нож­ках (три­по­ды). Медь, зо­ло­то, се­реб­ро пред­став­ле­ны мел­ки­ми из­де­лия­ми (щип­чи­ки, бу­лав­ки и т. п.). Тру­по­по­ло­же­ния в ямах, вы­тя­ну­тые, обыч­но ли­цом вниз, на под­стил­ке из тро­ст­ни­ка. Со­хра­ни­лись фраг­мен­ты хлоп­ча­то­бу­маж­ных, ред­ко шер­стя­ных тка­ней с по­лот­ня­ным и ков­ро­вым пле­те­ни­ем. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – оро­шае­мое зем­ле­де­лие (ку­ку­ру­за, фа­соль, ара­хис) и мор. ры­бо­лов­ст­во. В 5 в. Л., по-ви­ди­мо­му, пред­став­ля­ла со­бой ран­не­госу­дар­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние со сто­ли­цей на тер­ри­то­рии совр. г. Ли­ма, вклю­чав­шей по­се­ле­ние Ка­ха­мар­ки­лья (круп­ней­шее для Л.) и ком­плекс Ма­ран­га (др. назв. Арам­бу­ру), где об­на­ру­же­ны ос­но­ва­ния сту­пен­ча­тых пи­ра­мид с пан­ду­сом по цен­тру од­ной из сто­рон – плат­фор­мы 270 × 100 × 15 м (ана­ло­гич­ные пи­ра­ми­ды най­де­ны и в др. мес­тах). Мо­ну­мен­таль­ные со­ору­же­ния воз­ве­де­ны из пря­мо­уголь­но­го сыр­цо­во­го кир­пи­ча (обыч­но 18 × 13 × 8 см), не­ред­ко по­став­лен­но­го на реб­ро, ря­до­вые по­строй­ки – из не­об­ра­бо­тан­но­го кам­ня и гли­ны. Су­дя по на­ход­кам ке­ра­ми­ки Л., в сфе­ре влия­ния этой куль­ту­ры на­хо­ди­лись не­ко­то­рые гор­ные ме­ст­но­сти в вер­ховь­ях рек, те­ку­щих к океа­ну. Ок. 500 в до­ли­не Лу­рин воз­ник хра­мо­вый центр, со­хра­няв­ший­ся до при­хо­да ис­пан­цев, в эпо­ху гос-ва ин­ков из­вест­ный как Па­ча­ка­мак. В 6–7 вв. тер­ри­то­рия Л. во­шла в сфе­ру влия­ния куль­ту­ры или ста­ла ча­стью гос-ва Уа­ри. По­яв­ля­ют­ся бо­га­тые за­хо­ро­не­ния с по­ли­хром­ной ке­ра­ми­кой, яв­ляю­щей­ся ло­каль­ным ва­ри­ан­том ке­ра­ми­ки Уа­ри: куб­ки-ке­ро, двух­ка­мер­ные со­су­ды в ви­де фи­гу­ры че­ло­ве­ка, от за­тыл­ка ко­то­ро­го пе­ре­ки­ну­та руч­ка-мос­тик к уз­кому вы­со­ко­му гор­лу, увен­чи­ваю­ще­му зад­нюю ша­ро­об­раз­ную ка­ме­ру, и др.; рас­пи­сы­ва­лись изо­бра­же­ния­ми су­ществ с чер­та­ми хищ­ных птиц и ягуа­ров. По­гре­бён­ные в по­ло­же­нии си­дя по­ме­ще­ны внут­ри «ко­ко­на» из тка­ней, увен­чан­но­го ис­кусств. го­ло­вой с ли­чи­ной. Ги­бель Л. свя­за­на с пе­ре­ме­ще­ния­ми в 8–9 вв. эт­нич. групп на боль­шей час­ти тер­ри­то­рии Пе­ру и ги­бе­лью всей куль­тур­ной общ­но­сти Уа­ри. Ок. 10 в. на мес­те Л. скла­ды­ва­ют­ся куль­ту­ры Чан­кай и Уан­чо, унас­ле­до­вав­шие не­мно­гие чер­ты Уари и силь­но от­ли­чаю­щие­ся от Ли­мы.

Лит.: Ба­ши­лов В. А. Древ­ние ци­ви­ли­за­ции Пе­ру и Бо­ли­вии. М., 1972; Agurto Calvo S. Li­ma prehispánica. Lima, 1984; The spirit of an­cient Peru. L., 1997.

Вернуться к началу