ЛИ́МА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́МА (Lima), археологич. культура 1 в. до н. э. – 7 в. н. э. в долинах Чанкай, Чильон, Римак, Лурин (центр. побережье совр. Перу). Названа по совр. г. Лима, в черте которого известны многочисл. памятники Л. Керамич. стиль Л. (первоначально назван «прото-Лима») выделен нем. археологом М. Уле в кон. 19 в. при раскопках поселения Ньеверия, близ г. Лима.
Культурa Л. сложилась на основе традиций пришельцев – горцев (изготавливали керамику, расписанную белым по красному фону, разводили лам), под натиском которых погибла культура Чавин в последних веках н. э. Ранний период Л. (до сер. 3 в. н. э.; часть археологов исключают его из «собственно» Л.) характеризуют неск. керамич. стилей, на основе которых формируется стиль «собственно» Л. (др. названия – «ньеверия», «маранга»). Для него показательна керамика, украшенная чёрной, белой, красной, иногда оранжевой росписью (ступеньки, треугольники, полосы, кружки, шевроны), налепными, тщательно проработанными фигурами людей и животных, часто – ягуаров (рис.). Шарообразные сосуды с ручкой-мостиком рассматривают как свидетельство влияния с юга (культуры наска), наличие изображений – с севера (мочика). Специфичны фляги в виде женской груди и горшки на трёх ножках (триподы). Медь, золото, серебро представлены мелкими изделиями (щипчики, булавки и т. п.). Трупоположения в ямах, вытянутые, обычно лицом вниз, на подстилке из тростника. Сохранились фрагменты хлопчатобумажных, редко шерстяных тканей с полотняным и ковровым плетением. В основе хозяйства – орошаемое земледелие (кукуруза, фасоль, арахис) и мор. рыболовство. В 5 в. Л., по-видимому, представляла собой раннегосударственное образование со столицей на территории совр. г. Лима, включавшей поселение Кахамаркилья (крупнейшее для Л.) и комплекс Маранга (др. назв. Арамбуру), где обнаружены основания ступенчатых пирамид с пандусом по центру одной из сторон – платформы 270 × 100 × 15 м (аналогичные пирамиды найдены и в др. местах). Монументальные сооружения возведены из прямоугольного сырцового кирпича (обычно 18 × 13 × 8 см), нередко поставленного на ребро, рядовые постройки – из необработанного камня и глины. Судя по находкам керамики Л., в сфере влияния этой культуры находились некоторые горные местности в верховьях рек, текущих к океану. Ок. 500 в долине Лурин возник храмовый центр, сохранявшийся до прихода испанцев, в эпоху гос-ва инков известный как Пачакамак. В 6–7 вв. территория Л. вошла в сферу влияния культуры или стала частью гос-ва Уари. Появляются богатые захоронения с полихромной керамикой, являющейся локальным вариантом керамики Уари: кубки-керо, двухкамерные сосуды в виде фигуры человека, от затылка которого перекинута ручка-мостик к узкому высокому горлу, увенчивающему заднюю шарообразную камеру, и др.; расписывались изображениями существ с чертами хищных птиц и ягуаров. Погребённые в положении сидя помещены внутри «кокона» из тканей, увенчанного искусств. головой с личиной. Гибель Л. связана с перемещениями в 8–9 вв. этнич. групп на большей части территории Перу и гибелью всей культурной общности Уари. Ок. 10 в. на месте Л. складываются культуры Чанкай и Уанчо, унаследовавшие немногие черты Уари и сильно отличающиеся от Лимы.