НА́СКА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́СКА (Nazca, Nasca), археологич. культура (100 до н. э. / 50 н. э. – ок. 750 н. э.) на побережье совр. Перу [деп-ты Ика (осн. памятники), Арекипа]. Открыта в 1901 нем. археологом М. Уле, наметившим в развитии Н. 2 этапа; амер. исследователь Дж. Роу и др. выделяют 9 периодов.
Н. сложилась на периферии культуры Паракас в ходе освоения её носителями ранее слабо заселённых более южных долин. Рядовые поселения изучены недостаточно [площадь несколько га; дома из адоба (круглых или неправильной формы сырцовых кирпичей), глины, тростника, дерева]. Трупоположения скорченные на боку, в ямах или в заглублённых камерах из адоба. Нередки захоронения голов со шнурками для подвешивания и «зашитым» колючками ртом, а также тел без головы (предполагают, что охота за головами осуществлялась в ходе войн между вождествами, связана с культами предков и плодородия полей). Керамика лепная, тонкостенная, хорошо обожжена, в тесте мелкий песок. В качестве одной из её ведущих форм от Паракас сохранялись шаровидные сосуды с 2 короткими горлышками и ручкой-мостиком между ними, но с полихромной (4–6, иногда более 10 цветов) росписью. Расписная керамика (характерны изображения фантастич. антропо- и зооморфных существ) была осн. категорией престижных изделий, попадавших в захоронения наряду с полихромными тканями (из хлопка, реже из шерсти камелидов; сложные типы переплетений, вплетение ярких перьев). Из золота делали украшения; для позднего периода известно немного медных крючков для копьеметалки. В основном или только с Н. связаны гигантские зооморфные и геометрич. геоглифы (изображения на земле) на плато Наска (включены в список Всемирного наследия). Они, вероятно, отражают систему секе (цепочек ритуально значимых объектов, святилищ) и почитание духов горных вершин. Есть мнение о возникновении геоглифов до Н. В основе хозяйства – орошаемое земледелие (в т. ч., вероятно, с использованием акведуков-пукиос для доступа к подземным водам, но ряд исследователей считают, что они построены испанцами), разведение лам, мор. рыболовство, сбор семян альгарробы (дерево из сем. бобовых).
В периоды 1–3 на осн. территории Н., вероятно, существовало политич. образование типа сложного вождества или конфедерации (ок. 15 тыс. чел.) с адм. центром в Вентилья (долина Инхенио; ок. 200 га, террасы, обнесённые стенами жилые комплексы, платформы из адоба) и культовым в Кауачи (долина Наска; 40 храмовых платформ из адоба, которыми обложены скальные выступы; следов постоянного населения нет); согласно др. точке зрения – было неск. простых вождеств. Начиная с периода 5 центр в Кауачи используется только для захоронений. В периоды 6–7 (ок. 550–650 н. э.) прослеживается влияние культуры мочика (на керамике сцены ритуалов с участием людей и др.). В это же время усложняются до неузнаваемости изображения мифологич. персонажей. В периоды 8–9 Н. переживает распад, связываемый с катастрофич. последствиями климатич. дисбаланса, пересыханием речек и каналов в результате вырубки деревьев по их берегам и др. Н. была поглощена культурой Уари, связанной с горными районами.