Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НА́СКА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 105-106

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин

НА́СКА (Nazca, Nasca), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра (100 до н. э. / 50 н. э. – ок. 750 н. э.) на по­бе­ре­жье совр. Пе­ру [деп-ты Ика (осн. па­мят­ни­ки), Аре­ки­па]. От­кры­та в 1901 нем. ар­хео­ло­гом М. Уле, на­ме­тив­шим в раз­ви­тии Н. 2 эта­па; амер. ис­сле­до­ва­тель Дж. Роу и др. вы­де­ля­ют 9 пе­рио­дов.

Наска: а – керамический сосуд раннего этапа с изображением мифического персонажа; б – керамический сосуд позднего этапа с изображением охоты на гуанако с помощью копьеметалки (по Э. Бенсон...
Наска. Образец ткани периодов 5–7 (по Ф. Антону).
Антропоморфный геоглиф на плато Наска. Фото Н. В. Рокачевской

Н. сло­жи­лась на пе­ри­фе­рии куль­ту­ры Па­ра­кас в хо­де ос­вое­ния её но­си­те­ля­ми ра­нее сла­бо за­се­лён­ных бо­лее юж­ных до­лин. Ря­до­вые по­се­ле­ния изу­че­ны не­дос­та­точ­но [пло­щадь не­сколь­ко га; до­ма из адо­ба (круг­лых или не­пра­виль­ной фор­мы сыр­цо­вых кир­пи­чей), гли­ны, тро­ст­ни­ка, де­ре­ва]. Тру­по­по­ло­же­ния скор­чен­ные на бо­ку, в ямах или в за­глуб­лён­ных ка­ме­рах из адо­ба. Не­ред­ки за­хо­ро­не­ния го­лов со шнур­ка­ми для под­ве­ши­ва­ния и «за­ши­тым» ко­люч­ка­ми ртом, а так­же тел без го­ло­вы (пред­по­ла­га­ют, что охо­та за го­ло­ва­ми осу­щест­в­ля­лась в хо­де войн между во­ж­дест­вами, свя­за­на с куль­та­ми пред­ков и пло­до­ро­дия по­лей). Ке­ра­ми­ка леп­ная, тон­ко­стен­ная, хо­ро­шо обож­же­на, в тес­те мел­кий пе­сок. В ка­че­ст­ве од­ной из её ве­ду­щих форм от Па­ра­кас со­хра­ня­лись ша­ро­вид­ные со­су­ды с 2 ко­рот­ки­ми гор­лыш­ка­ми и руч­кой-мос­ти­ком ме­ж­ду ни­ми, но с по­ли­хром­ной (4–6, ино­гда бо­лее 10 цве­тов) рос­пи­сью. Рас­пис­ная ке­ра­ми­ка (ха­рак­тер­ны изо­бра­же­ния фан­та­стич. ан­тро­по- и зоо­морф­ных су­ществ) бы­ла осн. ка­те­го­ри­ей пре­стиж­ных из­де­лий, по­па­дав­ших в за­хо­ро­не­ния на­ря­ду с по­ли­хром­ны­ми тка­ня­ми (из хлоп­ка, ре­же из шер­сти ка­ме­ли­дов; слож­ные ти­пы пе­ре­пле­те­ний, впле­те­ние яр­ких перь­ев). Из зо­ло­та де­ла­ли ук­ра­ше­ния; для позд­не­го пе­рио­да из­вест­но не­мно­го мед­ных крюч­ков для копь­е­ме­тал­ки. В ос­нов­ном или толь­ко с Н. свя­за­ны ги­гант­ские зоо­морф­ные и гео­мет­рич. гео­гли­фы (из­об­ра­же­ния на зем­ле) на пла­то На­ска (вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия). Они, ве­ро­ят­но, от­ра­жа­ют сис­те­му се­ке (це­по­чек ри­ту­аль­но зна­чи­мых объ­ек­тов, свя­ти­лищ) и по­чи­та­ние ду­хов гор­ных вер­шин. Есть мне­ние о воз­ник­но­ве­нии гео­гли­фов до Н. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – оро­шае­мое зем­ле­де­лие (в т. ч., ве­ро­ят­но, с ис­поль­зо­ва­ни­ем ак­ве­ду­ков-пу­ки­ос для дос­ту­па к под­зем­ным во­дам, но ряд ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют, что они по­строе­ны ис­пан­ца­ми), раз­ве­де­ние лам, мор. ры­бо­лов­ст­во, сбор се­мян аль­гар­ро­бы (де­ре­во из сем. бо­бо­вых).

В пе­рио­ды 1–3 на осн. тер­ри­то­рии Н., ве­ро­ят­но, су­ще­ст­во­ва­ло по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние ти­па слож­но­го во­ж­де­ст­ва или кон­фе­де­ра­ции (ок. 15 тыс. чел.) с адм. цен­тром в Вен­ти­лья (до­ли­на Ин­хе­нио; ок. 200 га, тер­ра­сы, об­не­сён­ные сте­на­ми жи­лые ком­плек­сы, плат­фор­мы из адоба) и куль­то­вым в Кауа­чи (до­ли­на На­ска; 40 хра­мо­вых плат­форм из адо­ба, ко­то­ры­ми об­ло­же­ны скаль­ные вы­сту­пы; сле­дов по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния нет); со­глас­но др. точ­ке зре­ния – бы­ло неск. про­стых во­ж­деств. На­чи­ная с пе­рио­да 5 центр в Кауа­чи исполь­зу­ет­ся толь­ко для за­хо­ро­не­ний. В пе­рио­ды 6–7 (ок. 550–650 н. э.) про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние куль­ту­ры мо­чи­ка (на ке­ра­ми­ке сце­ны ри­туа­лов с уча­сти­ем лю­дей и др.). В это же вре­мя ус­лож­ня­ют­ся до не­уз­на­вае­мо­сти изо­бра­же­ния ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей. В пе­рио­ды 8–9 Н. пе­ре­жи­ва­ет рас­пад, свя­зы­вае­мый с ка­та­ст­ро­фич. по­след­ст­вия­ми кли­ма­тич. дис­ба­лан­са, пе­ре­сы­ха­ни­ем ре­чек и ка­на­лов в ре­зуль­та­те вы­руб­ки де­ревь­ев по их бе­ре­гам и др. Н. бы­ла по­гло­ще­на куль­ту­рой Уа­ри, свя­зан­ной с гор­ны­ми рай­она­ми.

Лит.: Бе­рез­кин Ю. Е. Рос­пи­си куль­то­во­го со­дер­жа­ния на со­су­дах на­ска, Пе­ру // Сбор­ник Му­зея ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии. Л., 1975. Вып. 31; Hadingham E. Lines to the mountain Gods: nazca and the mystics of Peru. L., 1987; Brown D. M., Silverman H., García R. A cache of 48 Nasca trophy heads from Cerro Carapo, Peru // Latin American Antiquity. 1993. Vol. 4. № 3; Silverman H., Proulx D. A. The Nasca. Malden; Oxf., 2002; Gijseghem H. A frontier perspective on Paracas society and Nasca eth­no­genesis // Latin American Antiquity. 2006. Vol. 17. № 4; Beresford-Jones D. G. a. o. The role of prosopis in ecological and landscape change in the Samaca Basin, Lower Ica Valley, South Coast Peru from the Early Horizon to the Late Intermediate Period // Ibid. 2009. Vol. 20. № 2.

Вернуться к началу