ЧАВИ́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧАВИ́Н (Chavín), археологич. культура кон. 2-го – 2-й трети 1-го тыс. до н. э. на севере т. н. Перуанского нагорья. Название – по руинам Чавин-де-Уантар в бассейне р. Мосна (3150 м над уровнем моря). Описания П. Сьеса де Леона (1553) и др. исп. хронистов 16–17 вв., перуан. и европ. исследователей с 19 в. Раскопки иезуитов в 1630–50-е гг., археологов Перу и США с 1919, основные – в 1940–70-е гг., с 1998.
Площадь Чавин-де-Уантар 50 га; монументальная архитектура 12–6 вв. до н. э., нас. 2–3 тыс. чел. Церемониальный центр (ок. 10 га) включает комплекс ступенчатых каменных платформ выс. до 15 м и 3 углублённые площади с рельефными фризами (ягуары, воины с оружием и галлюциногенными кактусами в руках, мифич. существа), П-образный комплекс из каменных плит («Старый храм»), который достраивался на юг («Новый храм»). Найдены: антропо- и зооморфная каменная скульптура; свидетельства гончарства, ткачества, обработки раковин, обсидиана, ювелирного дела и др. Оставлен между 5 и 3 вв. до н. э., возможно после землетрясения. Включён в список Всемирного наследия.
Характерный для Ч. стиль изображений на керамике, мелкой скульптуре (образы кошачьих, хищных птиц, аллигатора) сформировался на основе прибрежной культуры Куписнике, был распространён на нагорье и побережье в кон. 2-го – 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Синхронные Чавин-де-Уантар памятники на севере нагорья (Пакопампа, Кунтур-Уаси, Лайсон, Палька) и на побережье (Серро-Бланко, Уака-Партида, Кабальо-Муэрто и др.) часто включают в т. н. традицию Ч. В 1930–80-е гг. считалось, что Ч. лежит в основе всех др.-перуан. культур; ныне эта теория отвергнута.