ПАЧАКА́МАК
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЧАКА́МАК (Pachacámac), городище на побережье Перу, в 1 км от устья р. Лурин, на её сев. берегу, в 40 км от совр. г. Лима. Общая пл. 572 га, центр. части – ок. 250 га. Впервые описано исп. авторами М. де Эстете в 1534, П. Сьеса де Леон и П. де ла Гаска в 1553 как центр культа (и паломничества из др. районов побережья) местного божества Ичсма (Ичма; инки назвали его Пачакамак – «Творец Земли»). Первые работы провёл нем. археолог М. Уле в 1896, создавший на основе полученных материалов первую в андской археологии стратиграфич. шкалу. Раскопки вели перуан. (Х. Тельо в 1940 и 1942; А. Хименес Борха и А. Буэно в 1960–70-е гг. и др.) и амер. (У. Стронг и Дж. Корбетт в 1941–1942) археологи. С 1999 в П. работает проект «Ичсма» (Свободный ун-т Брюсселя и Нац. ин-т культуры Перу) под рук. П. Экхаута; с 2003 – проект «Пачакамак» под рук. И. Шимады (США), Р. Сегуры и М. Ростворовски (Перу).
Первое поселение связано с культурой Лима (П. I, 1 в. до н. э. – 7 в. н. э.). Сооружения этого времени («Древний храм», вероятно, храм под Храмом Солнца, постройки под Площадью паломников) выполнены из небольших сырцовых кирпичей. После подчинения в 7 в. империей Уари П. стал центром распространения её влияния на побережье. «Древний храм» был ритуально захоронен. К периоду П. II (7–11 вв.) относится начало строительства «Расписного храма» (там найден резной дерев. «Идол Пачакамака» выс. 2,34 м, с двумя ликами, смотрящими в разные стороны) и «Кладбища Уле». По побережью от р. Ламбаеке на севере до р. Ика на юге распространяются красно-чёрно-белые керамич. сосуды стиля Уари – Пачакамак с 2 горлышками и ручкой-мостиком между ними и ткани, изображающие «грифона» (крылатое существо с телом кошачьего хищника и птичьей головой). В 11–12 вв. П. становится центром культуры Ичсма (П. III; 11 – 2-я пол. 15 вв.), сооружаются «пирамиды с рампами» (пандусами), ранее интерпретировавшиеся как ритуальные комплексы, но, по мнению П. Экхаута, служившие резиденциями местных правителей, а после их смерти становившиеся мавзолеями. Ок. 1470 П. добровольно признал власть инкского имп. Тупак Юпанки, получив в обмен ряд привилегий, и превратился в одно из важнейших общеимперских святилищ. В 1533 исп. конкистадор Э. Писарро (брат Ф. Писарро) разграбил П. и уничтожил дерев. статую бога П.
П. делится на 4 «сектора», образованных внешними и внутр. стенами. Сектор I расположен на обрывистом мысу над долиной р. Лypин. Его центром был Храм Пачакамака, сооружённый на месте «Древнего храма»: прямоугольное здание на ступенчатой платформе из сырца; стены с фресками, изображавшими птиц, рыб, людей, растения. К храму примыкал двор, окружённый стеной, а также инкский Храм Солнца. Сектор II включает: 14 «пирамид с рампами», выстроенных из сырцовых кирпичей и блоков утрамбованной земли, – многоуровневых комплексов платформ, доступ на которые осуществляется через короткие пандусы; Площадь паломников; Акльяуаси, или Дом «невест Солнца» (на кечуа – «акльякона», или «мамакона»); Дом кипу; Дворец Таури-Чумпи. В секторе III находилось много домов с дерев. каркасами, облицованными глиной (т. н. техника кинча), и зона могильников. Выделяются стоящие на массивных платформах «дворцы» с башней, к которым примыкали строения и дворы. Кварталы застраивались вплотную, внутр. коммуникации осуществлялись по верху широких стен. В секторе IV, расположенном за Внешней стеной, найдены следы пяти прямых стен, идущих параллельно и перпендикулярно Внешней стене, их функции и датировка неизвестны. С запада к городищу примыкает аллювиальная равнина. Ныне в П. расположен Археологич. музей.