БА́НКОВСКАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́НКОВСКАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельность денежно-кредитного института в сфере экономич. отношений. Определяется содержанием и степенью развитости товарно-денежных отношений. Б. д. имеет определённые особенности, связанные с тем, что банк работает в сфере обмена, а не производства, его деятельность отображает деятельность экономич. субъектов по перераспределению (обмену) созданных материальных благ. Мотивы торговли (коммерции) являются преобладающими в деятельности банка. Не будучи собственником денежных средств, выражающих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продаёт» др. экономич. субъектам.
Деятельность банка носит предпринимательский характер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономич. субъектов становятся работающими у других. Перераспределяя капиталы между отд. экономич. субъектами, отраслями, территориями и странами, банки усиливают производительное движение материальных, трудовых и денежных ресурсов, содействуют реализации разл. экономич. проектов. Операции, выполняемые как эмиссионными, так и коммерч. банками, совершаются на платной основе; за предоставляемые кредиты они получают ссудный процент, за расчётные, кассовые и др. операции, осуществляемые по поручению своих клиентов, взыскивается определённая комиссия.
Реализуя обществ. интересы, Б. д. носит экономический и производительный характер. Она сочетает в себе финансовые, бухгалтерские и технические приёмы и способы, в совокупности образующие технологию банковских услуг и операций.
Операции, осуществляемые банками, делятся на банковские и небанковские. Банковские операции непосредственно вытекают из сущности банка как денежно-кредитного института: привлечение денежных средств во вклады и их размещение на возвратной основе, открытие счёта и ведение с него платежей и др. К небанковским операциям относятся те, которые не определяют юридич. статус банка, но которые он выполняет наряду с др. учреждениями.
По своему содержанию операции банка можно подразделить на экономические, юридические, технические и операции по обеспечению внутр. безопасности банка (протекционистские, защитные).
По отношению к клиентам банковские операции могут быть прямыми (когда банк за счёт собств. средств осуществляет то или иное финансирование проектов) и посредническими (когда платежи между хозяйствующими субъектами по их поручению организуются через банк как через посредника).
Банковские операции также подразделяются на основные (главные) и вспомогательные, простые и сложные, единовременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся), индивидуальные и коллективные, внутренние и международные и др. Эти операции совершаются по единым правилам и только в рамках банковской системы.
Б. д. базируется на принципах (правилах), которые вырабатывались в течение всей длительной истории функционирования банка. Соблюдение законов, установленных в стране и регулирующих деятельность кредитных организаций, – один из важнейших принципов Б. д. Основополагающим считается принцип взаимной заинтересованности банка и клиента.
В совр. экономич. условиях банки придерживаются принципа рациональной деятельности. В частности, осуществляя кредитование, банки пользуются правилом рационального кредитования, предусматривающего ряд конкретных требований к оценке ссудополучателя, обеспечения кредита и др. Это позволяет банку в процессе Б. д. избежать потерь.
Принцип платности позволяет банку компенсировать свои затраты на производство банковского продукта и получить прибыль. Бесплатными операциями могут быть только отд. второстепенные банковские операции как льгота, предоставляемая клиенту и не оказывающая сколько-нибудь заметного влияния на доходы денежно-кредитного учреждения.
Важнейшая часть Б. д. – этические принципы банковского дела. При этом банки исходят из того, что их профессиональная деятельность осуществляется на основе: понимания своего гражданского и профессионального долга перед обществом, государством, гражданами; макс. прозрачности проф. деятельности при абсолютной надёжности в сохранении конфиденциальной информации и сведений, составляющих банковскую тайну; безусловного соблюдения взятых на себя обязательств и гарантирования высокого качества предоставляемых услуг; обеспечения разумной рискованности проводимых операций; полноты ответственности за качество и результаты своей работы и др.