ПАРЛА́МЕНТ АНГЛИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ПАРЛА́МЕНТ АНГЛИ́ЙСКИЙ [совр. офиц. название – Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)], высший законодат. орган Великобритании. Возник в ср.-век. Англии как сословно-представит. консультативное собрание при монархе в результате эволюции Большого совета (Magnum Concilium), включавшего церковных и светских магнатов, и королевской курии (Curia Regis; см. Курия феодальная), в которую входили ближайшие королевские советники. С 13 в. англ. короли стали привлекать на совместные заседания Большого совета и курии делегатов из числа рыцарей (мелких землевладельцев) и горожан от отд. графств с целью дополнит. легитимизации принимаемых решений (наиболее часто – фискальных мер). Одним из первых примеров стало собрание 1254, на которое помимо магнатов было призвано по 2 рыцаря от каждого графства. Со 2-й четв. 13 в. такие собрания стали называться «парламентами» (parlamentum). В ходе восстания баронов против короля Генриха III обе противоборствующие стороны стремились привлечь на свою сторону рыцарство и горожан. В 1265 предводитель восставших гр. Симон V де Монфор созвал парламент, на котором, наряду с магнатами и рыцарями, присутствовало по 2 делегата от наиболее крупных и юридически привилегированных городов. В правление Эдуарда I практика созыва П. а. становится регулярной (хотя юридически и не регламентированной). Особенно представительным был П. а. 1295 (т. н. Образцовый парламент), на котором присутствовали св. 400 членов: магнаты (вызывались персональными королевскими рескриптами), рыцари и горожане (избирались местными собраниями под надзором шерифов), а также впервые представители приходского духовенства (выбирались епископами соответствующего диоцеза). Наиболее частым местом собраний П. а. был пригород Лондона Вестминстер, хотя в 13–15 вв. он неоднократно созывался и в др. англ. городах (последний раз – в 1459 в Ковентри). В 14 в. постепенно закрепилось (окончательно к 1341) разделение П. а. на 2 палаты: Палату лордов (House of Lords), членство в которой (для светских магнатов) стало наследственным (право пэрства), и Палату общин (House of Commons), объединявшую избираемых делегатов из числа рыцарей и горожан (представители приходского духовенства неохотно участвовали в работе П. а., и их вскоре перестали вызывать). С 1295 П. а. имел право вотирования осн. налогов (официально утверждено в 1362), в 1322 получил право санкционировать важнейшие законы. В 1377 впервые в источниках упоминается спикер как глава Палаты общин и её представитель перед королём. Острые финансовые проблемы, связанные с ведением Столетней войны 1337–1453, потребовали очень частых созывов П. а. О важной роли П. а. свидетельствуют санкционированные им низложения королей Эдуарда II (1327) и Ричарда II (1399). Законом 1430 впервые закреплены избират. квоты графств (перечень городов, посылающих представителей в П. а., и правила избрания от них делегатов оставались неурегулированными до 1832), а также установлен имуществ. ценз для избирателей и депутатов. В кон. 14 – нач. 15 вв. П. а. добился права законодат. инициативы: по петициям Палаты общин принимались статуты, утверждавшиеся затем лордами и королём. В ходе Алой и Белой розы войны П. а. стал ареной противоборствующих кланов, при королях из династии Йорков его значение уменьшилось. Напротив, Генрих VII и его преемники из династии Тюдоров охотно опирались на П. а., превратив его в эффективный инструмент проведения своей политики (напр., Реформации). В правление Генриха VIII в результате секуляризации монастырей из Палаты лордов исключены аббаты, вследствие чего абсолютное большинство в ней заняли представители светской аристократии. С 1536 в Палату общин стали избираться делегаты от Уэльса, официально присоединённого к Англии. В 16 в. окончательно сложились нормы и процедура законотворчества (правила подачи и утверждения законопроектов – биллей; принципы работы согласительных комиссий и т. д.), за П. а. закрепился ряд привилегий, т. н. парламентских свобод: свобода слова (высказывания делегатами мнений, не опасаясь преследования), свобода доступа парламентских делегаций к королю, свобода от ареста за деятельность в стенах парламента.
В 17 в. П. а. превратился в центр оппозиции абсолютистской политике первых Стюартов, нарушавших его права и пытавшихся править без него. Долгий парламент (1640–53) сыграл большую роль в Английской революции 17 в., возглавив политич. борьбу, а затем гражд. войну против Карла I, завершившуюся его казнью и объявлением республики. В ходе революции П. а. (в 1649–57 состоял только из Палаты общин; Палата лордов была упразднена) стал высшей властью в стране, объединив все функции гос. власти (законодат., воен., судебную, финансовую и административную) до установления протектората О. Кромвеля в 1653. После реставрации Стюартов (1660) П. а. был восстановлен в дореволюц. виде. В последней трети 17 в. в Англии начали формироваться политич. партии вигов и тори, ареной борьбы которых стал П. а. Виги, пришедшие к власти после «Славной революции» 1688–89, добились ограничения власти монарха и существенного расширения полномочий П. а. Согласно Биллю о правах (1689), король не имел права приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия П. а., который также стал определять контингент армии, получил право санкционировать налоги, подавать любые петиции и др. Закон 1694 устанавливал ежегодные заседания П. а. и регулярные выборы в Палату общин минимум 1 раз в 3 года (с 1716 1 раз в 7 лет, с 1911 1 раз в 5 лет). Из ср.-век. сословного собрания П. а. постепенно превратился в высший законодат. орган конституц. монархии.
После принятия англо-шотл. унии (1707) отд. парламенты Англии и Шотландии (см. Парламент шотландский) формально прекратили существование, вместо них был создан парламент Великобритании. При королях Ганноверской династии королевский двор постепенно терял свои политич. функции и к кон. 18 в. центром политич. жизни стал П. а. На протяжении этого столетия формировались принципы политич. ответственности министров, которая была установлена Актом о престолонаследии (1701). Обычной практикой стало назначение премьер-министром лидера партии, имевшей большинство в Палате общин. В 1721 лидер вигского большинства Р. Уолпол впервые возглавил правительство, оставаясь членом Палаты общин. В 1742 он подал в отставку после того, как Палата общин выразила недоверие проводимой им политике. В кон. 18 в. для публики был облегчён доступ на парламентские заседания, с 1803 началась регулярная публикация неофиц. стенограмм дебатов, способствовавшая повышению обществ. интереса к работе П. а. В результате англо-ирландской унии 1801 ирл. парламент был ликвидирован, а в парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии вошли ирл. депутаты.
На протяжении 18 в. неоднократно выдвигались предложения реформировать систему комплектования Палаты общин, архаичность которой ярко проявилась в 1-й пол. 19 в. в связи с бурным социально-экономич. развитием Великобритании: представительства в П. а. были лишены мн. быстро растущие индустриальные центры (Манчестер, Бирмингем, Лидс и др.). Из-за высокого имуществ. ценза и непропорционального представительства городов в кон. 18 в. правом голоса в Великобритании обладало лишь ок. 2% нас. В результате избират. реформ 1832, 1867 и 1884 ликвидированы т. н. гнилые местечки, в которых было лишь по неск. человек с правом голоса, возросло число депутатов от наиболее населённых графств и крупных торгово-пром. центров, возможность участвовать в выборах получили представители средних слоёв и высокооплачиваемые рабочие; право голоса имели 58% взрослого мужского населения страны (1884). В 1872 принят закон о тайном голосовании на выборах в П. а. В соответствии с законом, принятым в 1885, Великобритания была разделена на округа с равным числом избирателей. В 1918 избират. право получили практически все мужчины старше 21 года и впервые после продолжительной борьбы (см. Суфражистки) часть женщин (окончательно ограничения для голосования женщин отменены в 1928). В течение 19 в. несколькими законодат. актами (1828, 1829, 1858, 1886) сняты все религ. ограничения для членов англ. парламента.
Акт 1911 законодательно закрепил решающее значение Палаты общин, которая получила право решать вопросы, касающиеся налогообложения и гос. расходов, без санкции Палаты лордов, а также обязал Палату лордов в течение 2 лет (с 1949 – 1 года) принимать законопроекты, прошедшие Палату общин. Одновременно впервые введено жалованье для членов Палаты общин, что облегчило доступ в неё представителям малообеспеченных социальных слоёв. В соответствии с т. н. Солсберийской конвенцией (1945) члены Палаты лордов обязались немедленно принимать законопроекты, направленные на реализацию предвыборной программы победившей на выборах партии или коалиции. Значение Палаты лордов несколько возросло после того, как в 1958 была введена система пожизненного (ненаследуемого) пэрства и его стали получать мн. видные обществ. деятели, представители культуры, науки и деловых кругов. В 1999 число наследств. пэров, входящих в Палату лордов, было ограничено 92. В 20 – нач. 21 вв. левые политич. силы, в первую очередь Лейбористская партия, неоднократно ставили вопрос о полной ликвидации Палаты лордов в её традиц. виде. После восстановления шотл. парламента (1998–99), создания Нац. ассамблеи Уэльса и Ассамблеи Сев. Ирландии (1998) им был делегирован ряд законодат. полномочий, при этом шотл., валлийские и сев.-ирл. депутаты продолжили участвовать в работе парламента Соединённого Королевства и формировании брит. правительства. В 2011 было законодательно отменено право монарха распускать парламент.