Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОТМА́Н ФРАНСУА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 662

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. М. Асейнов

ОТМА́Н (Hotman) Фран­суа (23.8.1524, Па­риж – 12.2.1590, Ба­зель), франц. по­ли­тич. мыс­ли­тель, ис­то­рик, юрист. Из бо­га­той се­мьи, при­над­ле­жав­шей к «дво­рян­ст­ву ман­тии», т. е. вы­слу­жив­шей дво­рян­ское зва­ние. С 1546 изу­чал пра­во в Ун-те Ор­леа­на, за­тем в Гер­ма­нии и Швей­ца­рии. В 1547 пе­ре­шёл из ка­то­ли­циз­ма в каль­ви­низм. Пре­по­да­вал рим­ское пра­во и фи­ло­ло­гию в ун-тах Ло­зан­ны (1549–55), Страс­бур­га (1555–63). С 1562 на служ­бе у прин­ца Кон­де Луи I де Бур­бо­на, од­но­вре­мен­но в 1563–67 проф. пра­ва в Ун-те Ва­лан­са, с 1567 – в Ун-те Бур­жа. То­гда же по про­тек­ции канц­ле­ра М. де Ло­пи­та­ля на­зна­чен ко­ро­лев­ским ис­то­рио­гра­фом. Во вре­мя Ре­ли­ги­оз­ных (гу­ге­нот­ских) войн в 1568 пред­став­лял про­тес­тан­тов на пе­ре­го­во­рах о ми­ре в Блуа. По­сле Вар­фо­ло­ме­ев­ской но­чи (24.8.1572) бе­жал в Же­не­ву, где до 1578 пре­по­да­вал в шко­ле пра­ва и в 1584–89 изу­чал ал­хи­мию, за­тем в Ба­зель. С 1580 на служ­бе у Ген­ри­ха На­варр­ско­го (см. Ген­рих IV).

Главное со­чи­не­ние О. – по­ли­тич. трак­тат «Фран­ко-Гал­лия» («Franco-Gallia», 1573), в ко­то­ром, ис­поль­зуя ар­хив­ные до­ку­мен­ты и ис­то­рич. со­чи­не­ния, вы­сту­пил про­тив аб­со­лют­ной и на­следств. ко­ро­лев­ской вла­сти. Раз­ви­вая идею нар. су­ве­ре­ни­те­та, О. до­ка­зы­ва­ет су­ще­ст­во­ва­ние во Фран­ции обы­чая из­би­рать и низ­ла­гать пра­ви­те­ля на со­б­ра­ни­ях, под ко­то­ры­ми по­ни­мал «мар­тов­ские по­ля» в эпо­ху Франк­ско­го го­су­дар­ст­ва. Эти со­б­ра­ния, по мне­нию О., за­ло­жи­ли ос­но­вы Ге­не­раль­ных шта­тов и ог­ра­ни­чи­ва­ли власть ко­ро­ля. При­чи­ну бед­ст­вий Фран­ции О. ви­дел в до­пу­ще­нии к вла­сти лю­дей низ­ко­го про­ис­хо­ж­де­ния (чи­нов­ни­ков и су­дей­ских), счи­тал пра­во­мер­ны­ми на­сильств. свер­же­ние ко­ро­ля-ти­ра­на и борь­бу на­ро­да (под ко­то­рым под­ра­зу­ме­вал дво­рян­ст­во) за об­ществ. бла­го. Во «Фран­ко-Гал­лии» О. вы­дви­нул кон­цеп­цию син­те­за гал­лов и гер­ман­цев при фор­ми­ро­ва­нии франц. на­ро­да. Од­на­ко по­треб­но­сти про­тес­тант­ской пар­тии вы­ну­ди­ли его в трак­та­те «О пра­ве на­следо­ва­ния фран­цуз­ско­го ко­ро­лев­ст­ва» («Tractatus de jure legiti­mi successoris in hereditate regni Gal­liae», 1584) встать на по­зи­ции ле­ги­ти­миз­ма и до­ка­зы­вать за­кон­ность прав Ген­ри­ха IV на франц. пре­стол.

Сре­ди др. со­чи­не­ний: по­ли­тич. пам­флет «Тигр» («Le Tigre», 1560), при­зы­вав­ший к со­про­тив­ле­нию Ги­зам; трак­тат «Ан­ти-Три­бо­ни­ан» («L’Anti-Tribo­nian», 1567), в ко­то­ром О. кри­ти­ко­вал Ко­декс Юс­ти­ниа­на, пред­став­лен­ный как ис­ка­же­ние под­лин­но­го рим­ско­го пра­ва эпо­хи рес­пуб­ли­ки, и др.

Cоч.: Opera. Lugduni, 1599–1600. Vol. 1–3.

Лит.: Moussiegt P. Théories politiques des ré­forms au XVIe siècle. Hotman et Du Plessis. Gen., 1970; Kelley DR. François Hotman: a revo­lu­tio­nary’s ordeal. Princeton, 1973; Эль­фонд ИЯ. Ти­ра­но­бор­цы. Са­ра­тов, 1991; Tes­toni Binet­ti S. Il pensiero politico ugonotto. Dallo studio del­la storia all’idea di contratto 1572–1579. Fi­ren­ze, 2002.

Вернуться к началу