ГЕРМА́НСКИЙ ВОПРО́С 1945–90
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ГЕРМА́НСКИЙ ВОПРО́С 1945–90, комплекс территориальных, политич. и воен. проблем, возникших в результате поражения гитлеровской Германии во 2-й мировой войне и образования двух герм. государств – ФРГ и ГДР. Вопрос о судьбе Германии, её гос. устройстве и послевоенных границах являлся предметом обсуждения на встречах представителей ведущих стран – участниц антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритании и США) в годы 2-й мировой войны, в т. ч. на Тегеранской конференции 1943 и Крымской (Ялтинской) конференции 1945. После капитуляции Германии их позиция была окончательно согласована на Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 и изложена в принятых на ней документах. Державы-победительницы договорились рассматривать Германию как единое экономич. и политич. целое, провести её демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Вост. граница Германии устанавливалась по рекам Одер и Зап. Нейсе. В условиях «холодной войны» нарастание противоречий между СССР и зап. союзниками, отход последних от выполнения ранее принятых решений по Германии и отказ от проведения совместного с СССР курса в герм. делах привели к образованию в мае 1949 на базе амер., брит. и франц. зон оккупации (см. Тризония) Федеративной Республики Германия (см. в ст. Германия) и, в качестве ответного шага, к созданию на базе Советской зоны оккупации Германии в окт. 1949 Германской Демократической Республики. Раскол Германии привёл к серьёзному обострению обстановки в Европе и на территории самой Германии.
СССР с 1945 последовательно проводил курс на сохранение единства Германии, а с 1949 – на его восстановление. В отличие от зап. держав, считавших, что обеспечение герм. единства возможно путём достижения договорённости четырёх держав-победительниц в рамках их «общей ответственности» за судьбу Германии, сов. правительство полагало, что вопрос о воссоединении немцев должен решаться прежде всего путём внутригерманского диалога, а принцип «общей ответственности» следует распространить на гарантирование новых границ Германии и мер против возрождения угрозы миру и безопасности с её стороны. Гл. содержанием Г. в., с точки зрения СССР, было восстановление единой Германии как миролюбивого, нейтрального, демократич. государства и заключение с ней мирного договора (в 1952 и 1959 сов. правительством были представлены конкретные предложения по его содержанию). Зап. державы делали акцент на тесной интеграции Зап. Германии в систему создававшихся ими воен.-политич. и экономич. организаций, утверждая, что это обеспечивает достаточные гарантии против превращения Германии в новый источник воен. опасности. С 1950 они выдвигали требование проведения «общегерманских выборов», рассматривая их как способ обеспечения герм. единства через «легитимное» поглощение ГДР Федеративной Республикой Германии.
Курс зап. держав рассматривался СССР как нарушение решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945, а включение ФРГ в НАТО в 1955 – как возникновение опасного очага напряжённости в Европе. Большие опасения у сов. руководства вызывали требование зап.-герм. правительств. кабинетов, возглавлявшихся К. Аденауэром, относительно атомного вооружения бундесвера, их курс на военно-силовое решение Г. в., отказ от признания европ. границ и требование «восстановления Германии в границах 1937», а также претензия на единоличное представительство немцев на междунар. арене. Позиция правящих кругов ФРГ находила поддержку у зап. держав и придавала дополнит. остроту их конфронтации с СССР в условиях «холодной войны».
В качестве ответного шага на включение ФРГ в НАТО в 1955 ГДР была принята в Орг-цию Варшавского договора. СССР начал пересматривать свою позицию по вопросу объединения Германии. Параллельное существование двух герм. государств стало рассматриваться им как залог мира и безопасности в Европе. После берлинского кризиса 1958–1963 (см. Берлинские кризисы) и сооружения Берлинской стены лозунг восстановления герм. единства был фактически снят сов. руководством. Г. в. стал трактоваться Сов. Союзом как проблема отказа правительства ФРГ от использования силы в междунар. отношениях, от претензий на обладание оружием массового поражения и на единоличное представительство немцев, признания им послевоенных границ в Европе и ГДР как второго герм. государства.
Очевидная бесперспективность проведения жёсткого курса в Г. в. заставила зап. державы и правительство ФРГ внести серьёзные коррективы в свою политику. После образования в 1969 коалиц. правительства, возглавляемого В. Брандтом, ФРГ присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, урегулировала отношения (включая вопрос о границах) с СССР и вост.-европ. государствами, признала, хотя и с оговорками, ГДР (см. «Новая восточная политика»). В 1971 СССР, США, Великобритания и Франция заключили Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину, которое способствовало нормализации обстановки в Центр. Европе и Германии. Правительство ФРГ подписало Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1973–75. Все эти перемены позволили руководству СССР считать Г. в. окончательно закрытым.
Отказавшись от военно-силового решения Г. в., правительство ФРГ, тем не менее, продолжало преследовать прежние политич. цели в отношении ГДР. Ставка была сделана на подготовку объединения Германии «снизу», через политику сближения и стимулирование демократич., прозападных настроений у населения ГДР. В рамках усиленно развивавшихся с нач. 1970-х гг. «германо-германских отношений» правительство ФРГ начало диалог с руководством ГДР, интенсивно развивало «внутригерманские» экономич. и культурные связи. Активную пропаганду идей герм. единства вели радио и телевидение ФРГ, передачи которых принимались фактически на всей территории ГДР.
С сер. 1980-х гг., с началом перестройки в СССР и активизацией демократич. движения в ГДР, вопрос о восстановлении единства Германии был поставлен правительством ФРГ во главе с Г. Колем перед руководством СССР, возглавляемым М. С. Горбачёвым. Сов. правительство согласилось не препятствовать свободному волеизъявлению немцев, дав тем самым зелёный свет демонтажу политич. структуры ГДР и её включению в состав ФРГ. Проведённые в дальнейшем переговоры по формуле «2+4» (ГДР, ФРГ, Великобритания, США, СССР, Франция) завершились подписанием в Москве 12.9.1990 Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, подведшего черту под Г. в. В договоре герм. сторона признала «окончательный характер границ объединённой Германии», отказалась от «производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием», обязалась сократить герм. вооруж. силы. Со своей стороны державы-победительницы заявили о прекращении «своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом» и о том, что «объединённая Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами». 3.10.1990 договор об объединении ГДР и ФРГ вступил в силу. День 3 октября отмечается в ФРГ как нац. праздник – День германского единства.