МИШЛЕ́ ЖЮЛЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИШЛЕ́ (Michelet) Жюль (21.8.1798, Париж – 9.2.1874, Йер, деп-т Вар), франц. историк, литератор, чл. Академии моральных и политич. наук (1838). Из семьи разорившегося владельца типографии. С 12 лет помогал родителям, работая подмастерьем. Получил образование в парижском лицее Карла Великого (1808–1819), где обратил на себя внимание благодаря выдающимся способностям. С 1821 преподаватель коллежа Сент-Барб, с 1827 – Высшей нормальной школы в Париже. Испытал сильное влияние В. Кузена, И. Г. Гердера, Дж. Вико. Выполненный М. перевод труда Дж. Вико «Основания новой науки» [опубл. под назв. «Основы философии истории» («Principes de la philosophie de l’histoire»), 1827] «открыл» для Европы творчество этого итал. мыслителя и оказал большое влияние на последующие поколения философов, социологов, историков.
С 1838 проф. Коллеж де Франс и Сорбонны. Лекции М., придерживавшегося либеральных и антиклерикальных убеждений, пользовались широкой популярностью у студентов. Сам М. поначалу был приверженцем конституц. монархии, но позднее стал убеждённым республиканцем. За распространение демократич. идей среди студентов подвергся гонениям со стороны мин. нар. образования Ф. Гизо и католич. Церкви, добившихся запрещения его лекционных курсов. Приветствовал Революцию 1848 во Франции в надежде, что она будет способствовать воплощению на практике его политич. идеалов. В связи с дальнейшим развитием событий во Франции, завершившихся гос. переворотом (дек. 1851) и падением Второй республики, пережил большое разочарование. За отказ присягнуть Луи Наполеону Бонапарту (см. Наполеон III) был лишён кафедры и должности зав. историч. секцией Нац. архива, которую занимал с нач. 1830-х гг. В годы Второй империи находился в оппозиции правящему режиму. Франко-прусскую войну 1870–1871 и падение Парижа М. воспринял как личную трагедию, получил апоплексич. удар, от которого не оправился.
Для историч. взглядов М. был характерен эклектизм, наиболее ярко проявившийся в его трудах «Очерк новой истории» («Précis de l’histoire moderne», 1828) и «Введение во всемирную историю» («Introduction а̀ l’histoire universelle», 1831). Утверждал, что человечество на пути к свободе прошло 3 гл. этапа – христианство, реформацию и революцию. Подлинным героем историч. процесса М. считал народ, который не делил на классы и социальные группы. Великие люди, в понимании М., – не более чем «символы», проводники господствующих в то или иное время идей и настроений. Гл. труды М. – 17-томная «История Франции» («Histoire de France», 1833–67), доведённая до 1789, и 7-томная «История Французской революции» («Histoire de la révolution française», 1847–53) написаны с привлечением широчайшего круга первоисточников (в т. ч. не сохранившихся до настоящего времени, среди них – протоколы парижских секций, сгоревшие в 1871), а также данных лингвистики, литературоведения, искусствоведения, географии, психологии, нумизматики. М. первым среди историков Франц. революции 18 в. обратился к архивным документам. По мнению М., двигателем революции были не материальные интересы, а идеи братства, свободы и справедливости. Высшим её достижением считал провозглашение республики во Франции. Историч. оценки М. в значит. степени субъективны, основаны на интуиции, писательском воображении, симпатии или антипатии к изображаемым людям и явлениям. В то же время сочинения М. отличаются худож. колоритом, привлекающим читателей. В историографии М. остаётся одним из самых ярких представителей романтич. направления. Автор моралистич. трактатов «О любви» («L’amour», 1858), «Женщина» («La femme», 1859), пользовавшихся популярностью во всей Европе, в т. ч. и в России; лирич. очерков «Птица» («L’oiseau», 1856), «Царство насекомых» («L’insecte», 1859), проникнутых мотивом пантеистич. единства человека с природой, книг по проблемам воспитания «Наши сыновья» («Nos fils», 1869).