ЛАФА́РГ ПОЛЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАФА́РГ (Lafargue) Поль (15.1.1842, Сантьяго-де-Куба – 25.11.1911, Дравей, Иль-де-Франс), деятель франц. и междунар. рабочего движения, публицист. В 1864 поступил на мед. ф-т Парижского ун-та, после знакомства с П. Ж. Прудоном стал его сторонником. В 1865 за участие в антиправительственных студенческих выступлениях исключён из университета. Вскоре эмигрировал в Великобританию, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, стал их последователем. В 1868 завершил мед. образование в Лондоне и женился на дочери Маркса Лауре. В 1866 вступил в Интернационал 1-й, избран членом его Генерального совета. В 1868 вернулся во Францию, в апр. 1869 участвовал в создании Парижской федерации Интернационала; затем переехал в г. Бордо, где также создал секцию Интернационала и возглавил её. Активно участвовал во Французской революции 1870. После падения Парижской коммуны 1871 бежал в Испанию, где был интернирован. Выйдя на свободу, вёл борьбу с последователями М. А. Бакунина в исп. секции Интернационала, в 1872 участвовал в работе Гаагского конгресса Интернационала как представитель исп. и португ. марксистов. В том же году переехал в Великобританию, где познакомился с Ж. Гедом, объявившим в 1879 на съезде в Марселе о создании франц. Рабочей партии (РП). В 1880 совм. с Ж. Гедом и при участии Маркса разработал программу партии (принята на съезде РП в нояб. 1880). После амнистии участников Парижской коммуны в 1882 вернулся во Францию. Основатель и гл. ред. (1885–1904) периодич. органа РП ж. «Le Socialiste». Впоследствии разошёлся с Гедом, обвинив его в реформизме. В 1883 и 1891 подвергался во Франции арестам и тюремному заключению за участие в антиправительств. выступлениях. В 1885 и 1891 дважды избирался в Палату депутатов. В своих трудах отстаивал идеи революц. марксизма и экономич. теорию Маркса, дал собств. истолкование возникновения религ. идей и их эволюции, происхождения ряда мифов и религ. обрядов. В работе «Французский язык до и после революции» Л. рассматривал историю языка с позиций историч. материализма, доказывая важность воздействия на язык социально-экономич. факторов. В филос.-публицистич. работах Л. выступал с критикой агностицизма и идеализма. Покончил жизнь самоубийством (вместе с женой) незадолго до своего 70-летия, считая, что старость помешает ему продолжать активную политич. борьбу.