Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕМО́НА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 688

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина (экономика)
Кремона. Собор. Начат в 1107 (перестроен в кон. 12–14 вв.; фасад – 12–16 вв.).

КРЕМО́НА (Cremona), го­род в Сев. Ита­лии, в обл. Лом­бар­дия, адм. центр пров. Кре­мо­на. Нас. 71,2 тыс. чел. (2009). К. рас­по­ло­же­на на пло­до­род­ной рав­ни­не у ле­во­го бе­ре­га р. По, близ впа­де­ния в неё р. Ад­да, в 75 км к юго-вос­то­ку от Ми­ла­на. Реч­ной порт, узел же­лез­ных до­рог.

В древ­но­сти по­се­ле­ние гал­лов (кель­тов). С 218 до н. э. рим. ко­ло­ния, с 90 до н. э. му­ни­ци­пий. В кон. 69 н. э. бы­ла раз­ру­ше­на имп. Вес­па­сиа­ном, т. к. яв­ля­лась опор­ным пунк­том его про­тив­ни­ка имп. Ви­тел­лия. По­сле за­вое­ва­ния в 603 лан­го­бар­да­ми К. ста­ла цен­тром епи­ско­пии. В 1098 до­би­лась прав ком­му­ны. В 1167 вхо­ди­ла в Лом­бард­скую ли­гу. В 12–13 вв. К. – тор­го­во-ре­мес­лен­ный центр Сев. Ита­лии. В 1249 по­дес­та (выс­шее адм. ли­цо) К. Ум­бер­то Пал­ла­ви­чи­но про­воз­гла­сил синь­о­рию и под­чи­нил сво­ему влия­нию ряд сев.-итал. го­ро­дов. В 1344–1402 К. на­хо­ди­лась под вла­стью пра­ви­те­ля Ми­ла­на Вис­кон­ти. С 1402 поль­зо­ва­лась не­за­ви­си­мо­стью, но в 1420 бы­ла про­да­на пра­ви­те­лем К. за 40 тыс. зо­ло­тых фло­ри­нов Вис­кон­ти. На­хо­дилась под вла­стью Ве­не­ции в 1499–1509, Ис­па­нии в 1525–1702, за­тем до 1859 (с пе­ре­ры­ва­ми) бы­ла в чис­ле австр. вла­де­ний. В 1861 К. во­шла в Итал. ко­ро­лев­ст­во.

В цен­тре К. со­хра­ни­лась с др.-рим. эпо­хи пра­виль­ная сет­ка улиц. На гл. пло­ща­ди Пьяц­ца дель-Ко­му­не – со­бор (на­чат в 1107 в ро­ман­ском сти­ле, пе­ре­стро­ен в кон. 12–14 вв. в фор­мах го­ти­ки; фа­сад 12–16 вв.; ок­но-ро­за – 1274, арх. Я. Пор­ра­та; на гл. пор­та­ле – ста­туи 4 про­ро­ков, воз­мож­но, скульп­то­ра Ви­лид­жель­мо, до 1117). Ря­дом ок­то­го­наль­ный ро­ман­ский бап­ти­сте­рий с го­тич. де­та­лями (с 1167; верх­няя часть пе­ре­строе­на в ду­хе Ре­нес­сан­са в 1554–56, арх. Ф. Дат­та­ро), кам­па­ни­ла «Тор­рац­цо», од­на из са­мых вы­со­ких в Ита­лии (112 м; 13 в., за­вер­ше­ние – нач. 14 в.), Лод­жия деи-Ми­ли­ти (1292) и Па­лац­цо Ко­му­не (1206–46, пере­страи­ва­лось в кон. 15 в., в 1568–78 и 1837–47). Др. па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры в цен­тре К.: ц. Сан-Ми­ке­ле (7–8 вв., пе­ре­строе­на в 12 в.; фа­сад и ко­ло­коль­ня – 19 в.), Па­лац­цо дель-По­по­ло (ок. 1250); ком­плекс быв. боль­ни­цы Ос­пе­да­ле (с 1451; пе­ре­строе­на по про­ек­ту Ф. Ро­ди, 1786); ук­ра­шен­ное тер­ра­ко­то­вы­ми де­ко­ра­тив­ны­ми де­та­ля­ми (мас­тер Р. де Стау­лис) Па­лац­цо Фод­ри (1488–1500, арх. Г. де Ле­ра); пред­восхи­щаю­щее по­строй­ки Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния Па­лац­цо Рай­мон­ди-Ре­пел­ли­ни (ок. 1496); Па­лац­цо Аф­фай­та­ти (ок. 1560, арх. Дж. Дат­та­ро). Сре­ди со­ору­же­ний 19 в. вы­де­ля­ют­ся по­стро­ен­ные в сти­ле клас­си­циз­ма «Те­ат­ро дел­ла-Кон­кор­дия» (1808, Л. Ка­но­ни­ка) и фа­сад ц. Сан­та-Ага­та (1845–48, Л. Во­ге­ра). Па­мят­ник А. Стра­ди­ва­ри (1999).

По­ли­тех­нич. ин-т. Ин-т муз. па­лео­гра­фии и фи­ло­ло­гии (1950) Ун-та Па­вии. Гос. б-ка (1780). В му­зей­ном ком­плек­се Па­лац­цо Аф­фай­та­ти (1561) – Гор. му­зей «Ала Пон­цо­не» (1842) (вклю­ча­ет кар­тин­ную га­ле­рею, Ар­хео­ло­гич. му­зей, кол­лек­цию мо­нет, ке­ра­ми­ки и пр.). Сре­ди др. му­зе­ев – кре­сть­ян­ской ци­ви­ли­за­ции Па­дан­ской рав­ни­ны (1978), ес­те­ст­вен­ной ис­то­рии (1877). Вы­ста­воч­ный ком­плекс «Кре­мон­ская яр­мар­ка» (вто­рая по зна­че­нию по­сле Ми­лан­ской).

Ста­рей­ший центр про­из-ва струн­ных ин­ст­ру­мен­тов, гл. обр. скри­пок (с нач. 16 в.); рас­цвет т. н. кре­мон­ской шко­лы – в 17–18 вв. (ди­на­стии мас­те­ров Ама­ти, Гвар­не­ри, А. Стра­ди­ва­ри). Совр. шко­ла скри­пич­ных мас­те­ров от­кры­та в 1938. Му­зей А. Стра­ди­ва­ри (1930; в со­ста­ве Гор. му­зея) со­дер­жит цен­ную кол­лек­цию ста­рин­ных муз. ин­ст­ру­мен­тов. Опер­ный те­атр им. А. Пон­кь­ел­ли (1747, совр. назв. с 1892). Сце­на Опер­но­го те­ат­ра – гл. кон­церт­ная пло­щад­ка го­ро­да. «Хор и кон­сорт им. К. Пор­ты» (1993, пер­во­на­чаль­но хор; совр. назв. с 2004). Ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­валь (с 1983, еже­год­ный) им. К. Мон­те­вер­ди – уро­жен­ца К. Ме­ж­ду­нар. кон­курс мас­те­ров струн­ных смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов (с 1976, один раз в три го­да).

Осн. спе­циа­ли­за­ция ма­ши­но­строе­ния – про­из-во с.-х. ма­шин. Дей­ст­ву­ют три неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих за­во­да (мощ­ность круп­ней­ше­го 4,5 млн. т сы­рой неф­ти в год). Пред­при­ятия пи­ще­вой пром-сти (на ба­зе пе­ре­ра­бот­ки ме­ст­ной с.-х. про­дук­ции; про­из-во ма­ка­рон­ных, кон­ди­тер­ских из­де­лий, кол­бас, сы­ров, гор­чи­цы и др.), швей­ной, тек­стиль­ной, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей (в т. ч. ме­бель­ной), хи­ми­че­ской пром-сти. Про­из-во ке­ра­мич. из­де­лий, фиб­ро­вых шляп.

На ок­раи­не К. – от­ли­чаю­щая­ся гар­мо­нич­но­стью про­пор­ций ц. Сан-Сид­жис­мон­до (с 1463, фа­сад – ок. 1492, ар­хи­тек­то­ры Б. Га­дио, Б. де Ле­ра; в ин­терь­е­ре – ком­плекс фре­сок жи­во­пис­цев кре­мон­ской шко­лы, 16 в.).

Лит.: Signori E. Cremona. Bergamo, 1928; Puerari A. Cremona. Mil., 1955; Azzolini L. Palazzi del Quattrocento a Cremona. Cremona, 1994; Ber­tinelli Spotti C., Mantovani M. T. Cremona, momenti di storia cittadina. 2 ed. Cremona, 1996; Gibellini C. Cremona. Mil., 2002; Cat­te­drale di Cremona. Parma, 2007.

Вернуться к началу