КРЕМО́НА
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
КРЕМО́НА (Cremona), город в Сев. Италии, в обл. Ломбардия, адм. центр пров. Кремона. Нас. 71,2 тыс. чел. (2009). К. расположена на плодородной равнине у левого берега р. По, близ впадения в неё р. Адда, в 75 км к юго-востоку от Милана. Речной порт, узел железных дорог.
В древности поселение галлов (кельтов). С 218 до н. э. рим. колония, с 90 до н. э. муниципий. В кон. 69 н. э. была разрушена имп. Веспасианом, т. к. являлась опорным пунктом его противника имп. Вителлия. После завоевания в 603 лангобардами К. стала центром епископии. В 1098 добилась прав коммуны. В 1167 входила в Ломбардскую лигу. В 12–13 вв. К. – торгово-ремесленный центр Сев. Италии. В 1249 подеста (высшее адм. лицо) К. Умберто Паллавичино провозгласил синьорию и подчинил своему влиянию ряд сев.-итал. городов. В 1344–1402 К. находилась под властью правителя Милана Висконти. С 1402 пользовалась независимостью, но в 1420 была продана правителем К. за 40 тыс. золотых флоринов Висконти. Находилась под властью Венеции в 1499–1509, Испании в 1525–1702, затем до 1859 (с перерывами) была в числе австр. владений. В 1861 К. вошла в Итал. королевство.
В центре К. сохранилась с др.-рим. эпохи правильная сетка улиц. На гл. площади Пьяцца дель-Комуне – собор (начат в 1107 в романском стиле, перестроен в кон. 12–14 вв. в формах готики; фасад 12–16 вв.; окно-роза – 1274, арх. Я. Поррата; на гл. портале – статуи 4 пророков, возможно, скульптора Вилиджельмо, до 1117). Рядом октогональный романский баптистерий с готич. деталями (с 1167; верхняя часть перестроена в духе Ренессанса в 1554–56, арх. Ф. Даттаро), кампанила «Торраццо», одна из самых высоких в Италии (112 м; 13 в., завершение – нач. 14 в.), Лоджия деи-Милити (1292) и Палаццо Комуне (1206–46, перестраивалось в кон. 15 в., в 1568–78 и 1837–47). Др. памятники архитектуры в центре К.: ц. Сан-Микеле (7–8 вв., перестроена в 12 в.; фасад и колокольня – 19 в.), Палаццо дель-Пополо (ок. 1250); комплекс быв. больницы Оспедале (с 1451; перестроена по проекту Ф. Роди, 1786); украшенное терракотовыми декоративными деталями (мастер Р. де Стаулис) Палаццо Фодри (1488–1500, арх. Г. де Лера); предвосхищающее постройки Высокого Возрождения Палаццо Раймонди-Репеллини (ок. 1496); Палаццо Аффайтати (ок. 1560, арх. Дж. Даттаро). Среди сооружений 19 в. выделяются построенные в стиле классицизма «Театро делла-Конкордия» (1808, Л. Каноника) и фасад ц. Санта-Агата (1845–48, Л. Вогера). Памятник А. Страдивари (1999).
Политехнич. ин-т. Ин-т муз. палеографии и филологии (1950) Ун-та Павии. Гос. б-ка (1780). В музейном комплексе Палаццо Аффайтати (1561) – Гор. музей «Ала Понцоне» (1842) (включает картинную галерею, Археологич. музей, коллекцию монет, керамики и пр.). Среди др. музеев – крестьянской цивилизации Паданской равнины (1978), естественной истории (1877). Выставочный комплекс «Кремонская ярмарка» (вторая по значению после Миланской).
Старейший центр произ-ва струнных инструментов, гл. обр. скрипок (с нач. 16 в.); расцвет т. н. кремонской школы – в 17–18 вв. (династии мастеров Амати, Гварнери, А. Страдивари). Совр. школа скрипичных мастеров открыта в 1938. Музей А. Страдивари (1930; в составе Гор. музея) содержит ценную коллекцию старинных муз. инструментов. Оперный театр им. А. Понкьелли (1747, совр. назв. с 1892). Сцена Оперного театра – гл. концертная площадка города. «Хор и консорт им. К. Порты» (1993, первоначально хор; совр. назв. с 2004). Междунар. муз. фестиваль (с 1983, ежегодный) им. К. Монтеверди – уроженца К. Междунар. конкурс мастеров струнных смычковых инструментов (с 1976, один раз в три года).
Осн. специализация машиностроения – произ-во с.-х. машин. Действуют три нефтеперерабатывающих завода (мощность крупнейшего 4,5 млн. т сырой нефти в год). Предприятия пищевой пром-сти (на базе переработки местной с.-х. продукции; произ-во макаронных, кондитерских изделий, колбас, сыров, горчицы и др.), швейной, текстильной, деревообрабатывающей (в т. ч. мебельной), химической пром-сти. Произ-во керамич. изделий, фибровых шляп.
На окраине К. – отличающаяся гармоничностью пропорций ц. Сан-Сиджисмондо (с 1463, фасад – ок. 1492, архитекторы Б. Гадио, Б. де Лера; в интерьере – комплекс фресок живописцев кремонской школы, 16 в.).