Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМИ́ЦИИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 641

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Маяк

КОМИ́ЦИИ (лат. comitia, от comeo – схо­дить­ся, со­би­рать­ся), в Древ­нем Ри­ме на­род­ные со­б­ра­ния. Древ­ней­шие К. – ку­ри­ат­ные, вос­хо­дя­щие к ро­до­во­му строю, в цар­скую эпо­ху (8–6 вв. до н. э.) со­би­ра­лись на Фо­ру­ме по ку­ри­ям, со­стоя­ли толь­ко из пат­ри­ци­ев, со­зы­ва­лись ца­ря­ми и ин­тер­рек­са­ми, вы­би­ра­ли ца­рей, при­ни­ма­ли пред­ла­гае­мые ими за­ко­ны. Со­зы­вае­мые жре­ца­ми, час­то на Ка­пи­то­лии, К. на­зы­ва­лись ка­лат­ны­ми, на них про­ис­хо­ди­ла инау­гу­ра­ция жре­цов, ут­вер­жда­лись за­ве­ща­ния, пе­ре­ход из од­но­го ро­да или фа­ми­лии в дру­гой в свя­зи с усы­нов­ле­ни­ем или вы­хо­дом за­муж, а так­же ка­лен­дарь празд­нич­ных (dies ne­fasti) и де­ло­вых (dies fasti) дней. По­сле ре­форм Сер­вия Тул­лия (6 в.) за ку­ри­ат­ны­ми К. ос­та­лись лишь во­про­сы, свя­зан­ные с ре­лиг. жиз­нью, и фор­маль­ное ут­вер­жде­ние из­бран­ных ма­ги­ст­ра­тов.

Сер­вий Тул­лий, не от­ме­няя ку­ри­ат­ных К., ввёл цен­ту­ри­ат­ные К., сна­ча­ла как со­б­ра­ния вои­нов по цен­ту­ри­ям, сфор­ми­ро­ван­ным по иму­ще­ст­вен­ным раз­ря­дам, вклю­чав­шим и пат­ри­ци­ев, и пле­бе­ев. Из об­ще­го чис­ла 193 цен­ту­рий 98 вклю­ча­ли гра­ж­дан 1-го раз­ря­да, т. е. са­мых бо­га­тых, что обес­пе­чи­ва­ло им пре­иму­ще­ст­во при го­ло­со­ва­нии. Цен­ту­ри­ат­ные К. со­би­ра­лись на Мар­со­вом по­ле по ре­ше­нию ца­ря (в пе­ри­од Рес­пуб­ли­ки – выс­ших ма­ги­ст­ра­тов) для ре­ше­ния во­про­сов вой­ны и ми­ра, вы­бо­ра выс­ших долж­но­ст­ных лиц, а с 510/509 до н. э. – в ка­че­ст­ве вер­хов­ной су­деб­ной ин­стан­ции при ре­ше­нии во­про­са о вы­не­се­нии смерт­ной каз­ни (за­кон Ва­ле­рия, lex Va­leria de provo­catione). Пер­во­на­чаль­но ре­ше­ния цен­ту­ри­ат­ных К. ста­но­ви­лись за­ко­ном по­сле ут­вер­жде­ния их се­на­том, с 4 в. ко­ми­ци­аль­ная жизнь де­мо­кра­ти­зи­ро­ва­лась: в 339 се­нат­ское ут­вер­жде­ние за­ме­не­но пред­ва­рит. одоб­ре­ни­ем се­на­та (за­кон Пуб­ли­лия Фи­ло­на, lex Pub­lilia Philonis); в 338 это рас­про­стра­ни­лось и на вы­бо­ры ма­ги­ст­ра­тов (за­кон Ме­ния, lex Maenia).

Ме­ж­ду 241 и 220 до н. э. про­изош­ла ре­фор­ма К.: цен­ту­рии ста­ли из­би­рать­ся по 35 три­бам, в ка­ж­дой из ко­то­рых бы­ло по 2 цен­ту­рии (стар­ших и млад­ших) от ка­ж­до­го из шес­ти иму­ще­ст­вен­ных раз­ря­дов, так что чис­ло цен­ту­рий дос­тиг­ло 350, к ним до­ба­ви­лись 23 цен­ту­рии, со­хра­нив­шие­ся от вре­ме­ни Сер­вия Тул­лия (18 цен­ту­рий всад­ни­ков, 4 – ре­мес­лен­ни­ков и му­зы­кан­тов, 1 – про­ле­та­ри­ев). Все­го бы­ло 373 цен­ту­рии, про­стое боль­шин­ст­во ко­то­рых со­став­ля­ло 187 цен­ту­рий, вклю­чав­ших гра­ж­дан 1–3-го и час­тич­но 4-го иму­ще­ст­вен­но­го клас­са (лю­дей сред­не­го дос­тат­ка).

Цен­ту­ри­ат­ные К. на­зы­ва­лись боль­ши­ми (comitiatus maximus); в них пред­се­да­тель­ст­во­ва­ли кон­су­лы, при­ни­ма­лись за­ко­ны, вно­си­мые кон­су­ла­ми, из­би­ра­лись цен­зо­ры и ма­ги­ст­ра­ты с им­пе­ри­ем (т. е. выс­шей во­ен­ной вла­стью).

В 287 до н. э. (по за­ко­ну Квин­та Гор­тен­зия) поя­ви­лись три­бут­ные К., вы­рос­шие из пле­бей­ских схо­док (conci­lia), чьи ре­ше­ния (пле­бис­ци­ты) при­об­ре­та­ли си­лу за­ко­на, обя­за­тель­ную для всех гра­ж­дан. Три­бут­ные К. на­зы­ва­лись ма­лы­ми; на них под пред­се­да­тель­ст­вом пле­бей­ских три­бу­нов из­би­ра­лись пле­бей­ские долж­но­ст­ные ли­ца и млад­шие ма­ги­ст­ра­ты, при­ни­ма­лись за­ко­ны, вно­си­мые пле­бей­ски­ми три­бу­на­ми и пре­то­ра­ми, про­ис­хо­ди­ли су­ды о вы­не­се­нии штра­фов; го­ло­со­ва­ние шло вне цен­зо­во­го прин­ци­па по три­бам, ка­ж­дая име­ла один го­лос.

Об­су­ж­де­ние во­про­сов в К. не пре­ду­смат­ри­ва­лось, они про­ис­хо­ди­ли пред­ва­ри­тель­но на сход­ках (concilia, contio­nes). За­ко­но­да­тель­ные и су­деб­ные К. про­во­ди­лись на Ко­ми­ции или на Ка­пи­то­лии. Обыч­но при­уро­чи­ва­лись к тор­го­вым дням. Во 2-й пол. 2 в. до н. э. бы­ло вве­де­но тай­ное го­ло­со­ва­ние: в 139 – при вы­бо­ре ма­ги­ст­ра­тов (за­кон Га­би­ния, lex Ga­binia ta­bellaria), в 137 – при слу­ша­нии уго­лов­ных дел, кро­ме ка­сав­ших­ся гос. из­ме­ны (за­кон Кас­сия, lex Cassia ta­bel­laria); в 131 – при при­ня­тии за­ко­нов (за­кон Па­пи­рия, lex Papiria tabellaria); в 107 до н. э. – при су­де за гос. из­ме­ну (за­кон Це­лия, lex Caelia).

В эпо­ху прин­ци­па­та Ав­гу­ста К. те­ря­ли са­мо­стоя­тель­ность при рос­те влия­ния прин­цеп­са за счёт пра­ва ком­мен­да­ции (ius commendationis), по­след­ние ко­ми­ци­аль­ные за­ко­ны да­ти­ру­ют­ся 96–98 н. э. При Ти­бе­рии вы­бор­ные функ­ции К. пе­ре­шли к се­на­ту, но по­том вы­бо­ры в К. бы­ли вос­ста­нов­ле­ны и фор­маль­но су­ще­ст­во­ва­ли вплоть до 3 в.

Вернуться к началу