ДУНЛИ́НЬ СЮЭПА́Й
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУНЛИ́НЬ СЮЭПА́Й (дунлиньская школа), одно из направлений неоконфуцианства в Китае 16–17 вв., организованное в политич. сообщество – Дунлиньскую партию (Дунлинь дан) и концентрировавшееся вокруг академии Дунлинь. Ядро Д. с. составляли гос. деятели, уволенные со своих постов в нач. 1590-х гг. и находившиеся в оппозиции к власти. Они представляли ригористическую тенденцию в конфуцианстве, требовали восстановления исконных норм и ценностей конфуцианской этики в качестве гл. регулятора обществ. и частной жизни. В условиях затяжного кризиса и разложения власти династии Мин их позиция имела утопически-прогрессивный характер. Д. с. противостояла гл. обр. тайчжоуской школе последователей Ван Янмина, отличавшейся эгалитаристским характером. Д. с. стремилась обосновать целостность человеческого существования, в котором внутр. свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. В результате восшествия на престол имп. Гун-цзуна (1620–21) дунлиньцы приблизились к власти, однако в сер. 1620-х гг. потерпели поражение при дворе, подверглись гонениям и жестоким репрессиям. Критикуя некоторые аспекты учений последователей Ван Янмина и Чжу Си, ратуя за преодоление даосско-буддийских влияний и ориентируясь на конфуцианство эпохи Хань, Д. с. во многом подготовила появление в конфуцианстве «непосредственного» («эмпирического»), или «ханьского», учения (пу сюэ, хань сюэ).