Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУНЛИ́НЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 414

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ДУНЛИ́НЬ, Дун­линь шую­ань (кит. – Книж­ная па­ла­та Вос­точ­но­го ле­са), ака­де­мия (ча­ст­ное учеб­ное за­ве­де­ние и гу­ма­ни­тар­ное на­уч. уч­ре­ж­де­ние) в Ки­тае в 12 и 17 вв. Рас­по­ла­га­лась в ле­су в вост. пред­ме­стье г. Уси (ны­не в пров. Цзян­су, КНР). Соз­да­на в нач. 12 в. Ян Ши (1053–1135), уче­ни­ком ос­но­во­по­лож­ни­ков не­окон­фу­ци­ан­ст­ва, бр. Чэн И и Чэн Хао, воз­глав­ля­лась вид­ней­шим пред­ста­ви­те­лем не­окон­фу­ци­ан­ст­ва Чжу Си. За­кры­та в 12 в. Воз­ро­ж­де­на в 1604 бр. Гу Сянь­чэн и Гу Янь­чэн, раз­ра­бо­тав­ши­ми её ру­ко­во­дя­щий до­ку­мент – «По­ло­же­ние о Дун­линь­ском схо­де» («Дун­линь ху­эй­юэ») с «Пра­ви­ла­ми уче­ни­че­ст­ва в Пе­ще­ре Бе­ло­го Оле­ня» («Бай­лу­дун сюэ гуй»), на­зва­ние ко­то­рых под­чёр­ки­ва­ло про­дол­же­ние тра­ди­ций зна­ме­ни­то­го ча­ст­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния древ­но­сти. По­сле смер­ти Гу Сянь­чэ­на в 1612 ака­де­мию, объ­е­ди­няв­шую св. 300 чле­нов и имев­шую ты­ся­чи по­сле­до­ва­те­лей, соз­дав­ших до­чер­ние ака­де­мии, воз­гла­вил Гао Пань­лун. Идео­ло­гия Д. ос­но­вы­ва­лась на идее вос­ста­нов­ле­ния норм кон­фу­ци­ан­ской эти­ки в ка­че­ст­ве гл. ре­гу­ля­то­ра об­ществ. и ча­ст­ной жиз­ни. Во­круг ака­де­мии сло­жи­лось осо­бое идей­ное те­че­ние – Дун­линь сю­эпай (дун­линь­ская шко­ла) и идей­но-­по­ли­тич. дви­же­ние, из­вест­ное как Дун­линь дан (Дун­линь­ская пар­тия). В 1625–26 в ре­зуль­та­те по­ли­тич. по­ра­же­ния дун­линь­цев ака­де­мия бы­ла за­кры­та и разру­ше­на, Гао Пань­лун в 1626 по­кон­чил с со­бой. Под на­ча­лом его уче­ни­ка У Гуй­сэ­ня в 1628–29 Д. бы­ла вос­ста­нов­ле­на, по­сле смер­ти по­след­не­го в 1632 без­дей­ст­во­ва­ла до 1643, по­ка её не воз­гла­вил пле­мян­ник Гао Пань­лу­на – Гао Ши­тай. В 1680-х гг. ста­ла гос. уч­ре­ж­де­ни­ем.

Вернуться к началу