ДЕ́ЛОС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ЛОС (греч. Δῆλος), Дилос (в совр. произношении), небольшой остров в Эгейском м., в центре принадлежащего Греции архипелага Киклады. Представляет собой гранитную скалу, протянувшуюся с севера на юг на 5 км, шириной 1,3 км, общей пл. 3,5 км2, с горой Кинф (113 м над уровнем моря). От Кинфа на север простирается небольшая долина с практически высохшим руслом р. Инопос и небольшим (также высохшим) Священным оз. В кон. 3-го тыс. до н. э. на вершине Кинфа возникло поселение древней кикладской культуры, затем в долине появилось поселение и более поздней, микенской культуры (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.). У местного населения сложился культ женского божества плодородия (богини, которую позднее отождествили с Артемидой). Центром культа стало небольшое святилище на вершине Кинфа, затем (ок. 700 до н. э.) был построен и более общирный храм.
Ок. 1000 до н. э. на остров проникают греки-ионийцы, а вместе с ними и новый культ – Аполлона, который скоро занял первенствующее положение. В честь Аполлона совершались ежегодные празднества со спортивными и музыкально-поэтич. состязаниями. В сев.-зап. части острова сооружаются новые храмы, образующие святилище Аполлона. Тогда же складывается миф о том, что именно на Д. возлюбленная Зевса Лето (Латона) родила близнецов Аполлона и Артемиду. Вокруг почитания Аполлона Делосского складывается религ.-политич. объединение греч. общин (Делосская амфиктиония). В 6 в. до н. э. усиливается влияние Афин, а в 478/477 до н. э. афиняне сделали Д. центром созданного ими Делосского союза. С упразднением этого союза (после поражения Афин в Пелопоннесской войне в 404 до н. э.) остров получил независимость, затем (с 378 до н. э.) входил во 2-й Афинский мор. союз, ок. 315 до н. э. вновь обрёл относительную независимость и, пользуясь покровительством то егип. Птолемеев, то макед. царей, достиг процветания как важный торговый центр. После разгрома Римом Македонии был превращён римлянами в свободный порт (ок. 165 до н. э.), ставший крупнейшим коммерческим центром в Вост. Средиземноморье. В 88 до н. э. подвергся разгрому войсками понтийского царя Митридата VI Евпатора, а в 69 до н. э. – дружественными Митридату пиратами. После этого остров практически обезлюдел.
С 1873 Д. стал объектом интенсивных раскопок и исследований, которые ведёт франц. археологическая экспедиция.
Архитектура и изобразительное искусство Д. отражают космополитич. характер его культуры. Как место рождения Аполлона и Артемиды, Д. славился святилищем этих богов и их матери Латоны, которое сохранилось в руинах. Три храма Аполлона: архаич. «Туфовый дом» (6 в. до н. э.); храм афинян (ок. 425–420 до н. э.), также известный как «Храм семи» по семи статуям в целле; большой дорич. периптер (единственный на Д., 5–3 вв. до н. э.) – нетрадиционно ориентированы на запад. Напротив них расположен участок Артемиды; с микенских времён здесь существовал алтарь богини, в 7 в. до н. э. на его месте был построен первый храм, во 2 в. до н. э. – новый. Храм Латоны датируется сер. 6 в. до н. э. С юга на север святилище пересекает дорога процессий: она начинается от Священной гавани, между портиком Филиппа V Македонского (ок. 210 до н. э.) и Южной стоей (сер. 3 в. до н. э.), проходит сквозь Юж. пропилеи, среди храмов и посвятит. статуй, между священными участками Аполлона и Артемиды и через Северный портик ведёт за пределы святилища, вдоль Львиной террасы (кон. 7 в. до н. э.) к Священному озеру. В местах остановок на пути процессии открывались главные архит. сооружения святилища. Искусно оформлены и его границы: священный участок Артемиды был частично окружён портиком в форме буквы L; с севера и востока святилище Аполлона ограничено стоями, дающими доступ к храму [стоя Антигона Гоната (т. н. Портик рогов, названный по мотиву рогов, украшавших каждый второй триглиф дорич. фриза), сер. 3 в. до н. э., и т. н. Портик быков (с консолями в виде бычьих протом), кон. 4 в. до н. э.]. Сокровищницы перед храмом Аполлона расставлены веером.
На Д. также ок. 20 святилищ негреческих богов, большинство из которых возникло во 2–1 вв. до н. э. Лучше всего сохранился храм егип. богини Исиды (т. н. храм в антах), построенный афинянами ок. 130 до н. э. Из памятников гражд. архитектуры особенно примечательны Гипостильный зал («Базилика», 3 в. до н. э.), театр вместимостью св. 5 тыс. чел. (3 в. до н. э.), Подворье посейдониастов (основано до 152 до н. э.) – колония сир. купцов, Агора италийцев (2–1 вв. до н. э.) – большое открытое пространство, окружённое 2-этажной стоей. К югу от Священной гавани располагались гор. кварталы с хаотич. застройкой. Раскопаны дома 2–1 вв. до н. э., которые были, вероятно, 2- и 3-этажными с перистильными дворами, окружёнными жилыми комнатами; под центр. двором помещалась цистерна для сбора дождевой воды. Своими мозаиками и живописью знамениты Дом Диониса, Дом трезубца, Дом дельфинов, Дом на холме, Дом масок (вероятно, гостиница) и др.