Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АММИА́Н МАРЦЕЛЛИ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 619

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев

АММИА́Н МАРЦЕЛЛИ́Н (лат. Am­mi­a­nus Mar­cel­linus) (ок. 330, Ан­ти­охия – ок. 400, Рим), позд­не­рим. ис­то­рик. Ро­дил­ся в греч. се­мье знат­но­го ку­риа­ла. Из­брав во­ен. карь­е­ру, на­чал служ­бу в лич­ной имп. гвар­дии в зва­нии про­тек­то­ра. С 353 слу­жил при ма­ги­ст­ре кон­ни­цы Ур­си­ци­не, со­про­во­ж­дая его в по­езд­ках по им­пе­рии (в Ан­ти­охию, Ме­дио­лан, Гал­лию), в 357 уча­ст­во­вал в вой­не про­тив пер­сов. В 359 по­сле взя­тия пер­са­ми г. Ами­ды ему уда­лось спа­стись и вер­нуть­ся в Ан­ти­охию. В 363 А. М. при­нял уча­стие в перс. по­хо­де имп. Юлиа­на От­ступ­ни­ка, за­вер­шив­шем­ся ги­бе­лью им­пе­ра­то­ра. Вско­ре А. М. ос­та­вил во­ен. служ­бу и не­ко­то­рое вре­мя жил в Ан­тио­хии, ок. 380 пе­ре­ехал в Рим, где вхо­дил в круг рим. ари­сто­кра­тии, в по­след­ние го­ды жиз­ни стал се­на­то­ром. В Ри­ме он на­пи­сал свой гл. труд – «Дея­ния» («Res ges­tae»), ко­то­рый был за­вер­шён не позд­нее 390. Он со­сто­ял из 31 кни­ги и ох­ва­ты­вал пе­ри­од с 96 (от на­ча­ла прав­ле­ния имп. Нер­вы) по 378; т. о., со­чи­не­ние за­мыш­ля­лось им как про­дол­же­ние «Ис­то­рии» Та­ци­та, ко­то­рый окон­чил своё про­из­ве­де­ние 96 го­дом (ги­белью имп. До­ми­циа­на). От «Дея­ний» А. М. до нас дош­ли толь­ко 18 по­след­них книг (со­бы­тия с 353 по 378), ох­ва­ты­ваю­щие со­вре­мен­ный ав­то­ру пе­ри­од вре­ме­ни, об­ще­ст­во, нра­вы и куль­ту­ру ко­то­ро­го он под­роб­но опи­сал в от­сту­п­ле­ни­ях от осн. по­ве­ст­во­ва­ния (XIV, 6). Кро­ме то­го, у А. М. име­ет­ся ряд от­сту­п­ле­ний гео­гра­фи­че­ско­го (XIV, 8) и на­тур­фи­ло­соф­ско­го ха­рак­те­ра (XVII, 7; XIX, 4). Он, сле­дуя тра­ди­ци­ям ан­тич. ис­то­рио­гра­фии, вво­дит в своё по­ве­ст­во­ва­ние ре­чи ге­ро­ев. Труд А. М. – важ­ный ис­то­рич. ис­точ­ник, по­сколь­ку со­дер­жит све­де­ния о внут­ри­по­ли­тич. и внеш­не­по­ли­тич. со­бы­ти­ях в Рим. им­пе­рии, у герм. пле­мён, бал­кан­ских на­ро­дов и на­ро­дов Ближ­не­го Вос­то­ка. Стрем­ле­ние к не­пред­взя­то­сти и ре­лиг. тер­пи­мость (XXXI, 5, 10) – от­ли­чит. осо­бен­ность со­чи­не­ния А. М.; бу­ду­чи убе­ж­дён­ным языч­ни­ком, он тем не ме­нее по­рой по­ло­жи­тель­но от­зы­ва­ет­ся о хри­стиа­нах (XXII, 11, 10; XXVII, 3, 15) и по­ри­ца­ет имп. Юлиа­на за ан­ти­хри­сти­ан­скую по­ли­ти­ку (XXII, 10, 7; XXV 4, 17–20); при этом Юли­ан – один из са­мых по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев А. М., его по­ступ­ка­ми ис­то­рик не пе­ре­ста­ёт вос­хи­щать­ся. А. М. – по­бор­ник идеи веч­но­сти Рим. им­пе­рии, ко­торая, не­смот­ря на все пе­ре­жи­вае­мые по­тря­се­ния, про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать (XXXI, 5, 11, 17). «Рим – го­род веч­ный», – по­вто­ря­ет он мно­го­крат­но. Из­ло­же­нию свой­ст­вен­ны ри­то­рич­ность и па­те­тич­ность.

Соч.: Re­rum Gesta­rum libri qui su­per­sunt / Ed. Sey­farth W. e. a. Lpz., 1978; Рим­ская ис­то­рия. СПб., 1996.

Лит.: Mat­thews J. The Ro­man Em­pire of Am­mi­a­nus. Balt., 1989.

Вернуться к началу