ХА́РЬКОВСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХА́РЬКОВСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА имени Н. В. Лысенко (Харьковский национальный академический театр оперы и балета), основан в 1925. Открылся оперой «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского как Укр. гос. столичная опера (с 1926 академическая, с 1931 Харьковский гос. театр оперы и балета, с 1944 им. Н. В. Лысенко, с 2010 национальный). Ведёт историю от первой постоянной оперной антрепризы, существовавшей в Харькове с 1875, где впервые поставлены оперы Н. В. Лысенко «Рождественская ночь» (1883) и «Утопленница» (1885). В сезон 1885/86 муз. руководство осуществлял В. И. Сук. В кон. 19 – нач. 20 вв. выступали певцы И. В. Ершов, Н. И. Забела-Врубель и др. С кон. 1918 работала Нар. опера. В 1920 создана Рус. гос. опера, где ставилась рус. и зарубежная классика, в 1924 впервые поставлена опера «Тарас Бульба» Лысенко (на укр. яз.), работали дирижёры А. М. Пазовский, И. О. Палицын, Л. П. Штейнберг, певцы М. Э. Донец-Тессейр, М. И. Донец, И. С. Козловский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. О. Рейзен и др. В 1920–30-е гг. в содружестве укр. композиторов с режиссёрами (И. М. Лапицкий, Н. В. Смолич и др.) и дирижёрами (М. И. Вериковский, О. М. Штейман и др.) формировался сов. оперный репертуар (среди постановок – «Золотой обруч» Б. Н. Лятошинского), широко ставилась оперная классика. Среди опер послевоенных лет – «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1945), «Борис Годунов» Мусоргского (1951; Гос. пр. СССР, 1952), «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича (1953), «Русалка» А. Дворжака (1954, впервые в СССР). В дальнейшем театр продолжал ставить сов. оперы, нац. классику, известные рус. и европ. произведения. Среди наиболее значит. премьер нач. 21 в. – оперы «Поэт» Л. Колодуба (о жизни и творчестве Т. Г. Шевченко, 2001, мировая премьера), «Турандот» Дж. Пуччини (2003), Реквием Е. Ф. Станковича (2008).
Первый балетный спектакль – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1925). Поднятию проф. уровня способствовали В. А. Рябцев и А. М. Мессерер, перенёсшие на харьковскую сцену балеты «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (1926) и «Корсар» А. Адана (1927). Экспериментальность решения отличала балеты К. Я. Голейзовского («Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, 1928), Н. М. Фореггера («Футболист» В. А. Оранского, 1930). Первый нац. балет – «Пан Канёвский» М. И. Вериковского (1931), в котором балетм. В. К. Литвиненко объединил элементы классич. и укр. нар. танца. Среди балетных постановок: «Спящая красавица» Чайковского (1935, балетм. Голейзовский), «Мещанин из Тосканы» В. Н. Нахабина (1966, балетм. М. Л. Сатуновский), «Северная сказка» И. К. Ковача (1978, балетм. В. В. Гудименко), «Золушка» С. С. Прокофьева (2016, балетм. В. В. Литвинов). В кон. 20 – нач. 21 вв. основу репертуара составляет классика. Наряду с этим, с балетной труппой театра сотрудничают совр. хореографы (А. Д. Рубина – «Снежная королева» А. Шимко, 2015).
В театре в разные годы работали: дирижёры – В. Н. Пирадов, А. В. Калабухин, А. А. Людмилин, Я. А. Скибинский, В. Д. Куценко и др.; певцы – З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, Б. А. Златогорова, Ю. С. Кипоренко-Даманский, И. С. Паторжинский, Н. Ф. Манойло, Е. И. Червонюк, В. Ф. Арканова, Л. В. Попова, Н. Коваль, Е. Романенко и др.; балетмейстеры – М. Ф. Моисеев, П. К. Йоркин, Г. А. (А. А.) Берёзова, Н. В. Данилова, И. К. Ковтунов и др. Гл. дирижёр (с 2016) – В. Гаркуша, гл. хормейстер (с 1990) – А. Черникин, гл. художник (с 1993) – Н. Ф. Швец, гл. балетмейстер (с 1997) – С. И. Колыванова, гл. режиссёр (с 2016) – А. Калоян.