Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЗЛО́ВСКИЙ ИВАН СЕМЁНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 424

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

КОЗЛО́ВСКИЙ Иван Се­мё­но­вич [11(24).3.1900, с. Марь­я­нов­ка Ки­ев­ской губ., близ Бе­лой Церк­ви – 21.12.1993, Мо­ск­ва], рос. пе­вец (те­нор), нар. арт. СССР (1940). Ге­рой Соц. Тру­да (1980). Из кре­сть­ян. В 1919 окон­чил ки­ев­ский Выс­ший муз.-дра­ма­тич. ин-т им. Н. В. Лы­сен­ко (класс Е. А. Му­равь­ё­вой). С 1923 пел в Харь­ков­ской опе­ре, в 1924–25 – в Сверд­лов­ском опер­ном те­ат­ре. В 1926–54 со­лист моск. Боль­шо­го те­ат­ра. Сре­ди опер­ных пар­тий (все­го ок. 50): Лен­ский («Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го), Ло­эн­грин («Ло­эн­грин» Р. Ваг­не­ра), Гер­цог («Ри­го­лет­то» Дж. Вер­ди), Пин­кер­тон и Ру­дольф («Чио-Чио-сан» и «Бо­гема» Дж. Пуч­чи­ни), Ро­мео и Зи­бель («Ро­мео и Джуль­ет­та» и «Фа­уст» Ш. Гу­но), Принц («Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва), Аль­ма­ви­ва («Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни), Бе­рен­дей («Сне­гу­роч­ка» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва), Ба­ян («Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки). Все­мир­но из­вестной в ис­пол­не­нии К. ста­ла пар­тия Юро­ди­во­го («Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го), ко­то­рую он c не­из­мен­ным ус­пе­хом пел на про­тя­же­нии всей карь­е­ры (впер­вые в 1927; Гос. пр. СССР, 1949). К. ра­бо­тал с ди­ри­жё­ра­ми А. М. Па­зов­ским, Н. С. Го­ло­ва­но­вым, С. А. Са­мо­судом, А. Ш. Ме­лик-Па­шае­вым, Е. Ф. Свет­ла­но­вым, ре­жис­сё­ра­ми А. И. Бар­ца­лом, В. А. Лос­ским, В. Л. Нар­до­вым, Ф. Ф. Эрн­стом; его парт­нёра­ми по опер­ной сце­не бы­ли луч­шие отеч. пев­цы – А. В. Не­жда­но­ва, М. П. Мак­са­ко­ва, Е. В. Шум­ская, М. О. Рей­зен, Н. С. Ха­на­ев, И. И. Пет­ров, А. И. Ба­ту­рин. В 1938–41 К. ру­ко­во­дил ос­но­ван­ным им в Мо­ск­ве Гос. ан­самб­лем опе­ры СССР, где по­ста­вил опе­ры «Вер­тер» Ж. Масс­не, «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» К. В. Глю­ка, «Мо­царт и Саль­е­ри» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «На­та­лка-Пол­тав­ка» Н. В. Лы­сен­ко. В ка­мер­ном ре­пер­туа­ре про­сла­вил­ся ин­тер­пре­та­ция­ми рус. му­зы­ки 19 – 1-й пол. 20 вв., ста­рин­ных ро­ман­сов, укр. и рус. нар. пе­сен. Лег­ко уз­на­вае­мые тембр го­ло­са и спе­ци­фич. ма­не­ра по­да­чи зву­ка К. за­пе­чат­ле­ны на мн. ау­дио­за­пи­сях: ком­плект грам­пла­сти­нок «Ис­кус­ст­во И. С. Коз­лов­ско­го» (1970-е гг.), пол­ные за­пи­си опер с кол­лек­ти­вом Боль­шо­го те­ат­ра. О твор­че­ст­ве К. снят до­ку­мен­таль­ный ф. «Пе­вец И. С. Коз­лов­ский» (реж. И. В. Вен­жер, 1960-е гг.). Гос. пр. СССР (1941). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1939, 1951, 1970, 1980).

Соч.: Му­зы­ка – ра­дость и боль моя: Вос­по­ми­на­ния, пись­ма, ста­тьи, ин­тер­вью. М., 2003.

Лит.: Куз­не­цо­ва А. С. На­род­ный ар­тист. Стра­ни­цы жиз­ни и твор­че­ст­ва И. С. Коз­лов­ско­го. М., 1964; И. Коз­лов­ский. Вос­по­ми­на­ния. Ста­тьи. М., 2005.

Вернуться к началу