Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРИД И ДУ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 619

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ФРИД И ДУ́НСКИЙ, рос. сце­на­ри­сты. Фрид Ва­ле­рий Се­мё­но­вич (13.1.1922, Томск – 7.9.1998, Мо­ск­ва), засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1976), Дун­ский Юлий Тео­до­ро­вич (22.7.1922, Мо­ск­ва – 23.3.1982, там же), засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1976). В 1940 по­сту­пи­ли на сце­нар­ный ф-т ВГИКа. В 1944 не­за­кон­но ре­прес­си­ро­ва­ны, реа­би­ли­ти­ро­ва­ны в 1956. За­мет­ным яв­ле­ни­ем но­во­го со­ци­аль­но­го ки­не­ма­то­гра­фа стал де­бют­ный сце­на­рий Ф. и Д. «Слу­чай на шах­те во­семь» (1958), обо­зна­чив­ший важ­ный ху­дож. прин­цип – ост­ра­нён­ный (см. Ост­ра­не­ние) взгляд на при­выч­ные шаб­ло­ны сов. соз­на­ния. Уда­чей стал ф. «Семь ня­нек» (1962), в лу­ка­во-ко­ме­дий­ной фор­ме пе­ре­ос­мыс­ли­ваю­щий ещё один шаб­лон – идею пе­ре­вос­пи­та­ния. В па­ра­док­саль­ном со­че­та­нии тра­ге­дии и иро­нии рас­кры­ты со­бы­тия Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22 в кар­ти­нах «Слу­жи­ли два то­ва­ри­ща» (1968) и «Го­ри, го­ри, моя звез­да» (1970, совм. с А. Н. Мит­той). Те­ма де­ми­фо­ло­ги­за­ции ис­то­ри­ко-ре­во­люц. про­стран­ст­ва про­дол­же­на в дра­ма­тич. ки­но­ро­ма­не «Крас­ная пло­щадь» (1970). Соз­да­ли ки­но­прит­чи: тра­ги­ко­ме­дия «Тень» по пье­се Е. Л. Швар­ца (1972), ис­то­рич. лу­бок «Сказ про то, как царь Пётр ара­па же­нил» (1976) и фэн­те­зи «Сказ­ка стран­ст­вий» (1983, оба с Мит­той). Ус­пеш­но ра­бо­та­ли и в зри­тель­ском жан­ре («Эки­паж», 1980, совм. с Мит­той; т/ф «Не бой­ся, я с то­бой», 1981). К сти­лю фи­ло­соф­ско-пси­хо­ло­гич. дра­мы при­бли­же­на те­ле­эк­ра­ни­за­ция ро­ма­на «Овод» Э. Л. Вой­нич (1980). Ис­поль­зуя ли­рич. крас­ки, пред­ста­ви­ли до­ре­во­люц. рос. дей­ст­ви­тель­ность в ф. «И вот при­шёл Бум­бо…» по мо­ти­вам про­из­ве­де­ний А. И. Ку­при­на (1984). Фрид по­сле смер­ти Дун­ско­го ра­бо­тал с др. ав­то­ра­ми (со­ци­аль­ный трил­лер «Смерть в ки­но», 1990, и др.). Сре­ди др. со­вме­ст­ных ра­бот – сце­на­рии к филь­мам: «Ше­ст­на­дца­тая вес­на» (1963), «Жи­ли-бы­ли ста­рик со ста­ру­хой» (1965), «Ста­рая, ста­рая сказ­ка» (1970), «Вдо­вы» и «Псев­до­ним: Лу­кач» (оба 1977), те­ле­филь­мам «Та­лант» (1977), «Че­ло­век ме­ня­ет ко­жу» (1978), «Шер­лок Холмс и док­тор Ват­сон» (1980).

Соч.: Ро­вес­ник ве­ка. М., 1961; Избр. сце­на­рии. М., 1975; День По­бе­ды // Ки­но­сце­на­рии. М., 1975; Псев­до­ним: Лу­кач. М., 1978; Эки­паж. М., 1981 (совм. с А. Н. Мит­той); Фрид В. С. 581/2: За­пис­ки ла­гер­но­го при­дур­ка. М., 1996.

Вернуться к началу