Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ТЕА́ТР РОССИ́ЙСКОЙ А́РМИИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Центральный театр Российской Армии. Архитекторы К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев. Фото А.И. Нагаева

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ТЕА́ТР РОССИ́ЙСКОЙ А́РМИИ (ЦТРА), дра­ма­тич. те­атр в Мо­ск­ве. Соз­дан в 1929 как Центр. те­атр Крас­ной Ар­мии (с 1951 Центр. те­атр Сов. Ар­мии; с 1993 совр. назв.), с 1975 ака­де­ми­че­ский. С 1940 спек­так­ли идут в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ном зда­нии (в пла­не – 5-ко­неч­ная звез­да, ар­хи­тек­то­ры К. С. Ала­бян, В. Н. Сим­бир­цев). Фор­ми­ро­ва­ние труп­пы и ху­дож. ру­ко­во­дство осу­ще­ст­в­ля­ла ре­жис­сёр­ская кол­ле­гия (В. Ф. Фёдо­ров, Ф. Н. Ка­ве­рин, П. И. Иль­ин; пер­вый спек­такль – ре­вю «КВЖД» С. Я. Алы­мо­ва, 1929). Важ­ный этап раз­ви­тия те­ат­ра свя­зан с дея­тель­но­стью А. Д. По­по­ва (в 1935–50 худ. рук., в 1950–57 гл. реж.), оп­ре­де­лив­ше­го творч. про­грам­му и вос­пи­тав­ше­го неск. по­ко­ле­ний ак­тёров (в т. ч. Л. И. Добр­жан­скую, В. М. Зель­ди­на, Л. И. Ка­сат­ки­ну, Н. А. Са­зо­но­ву, Л. М. Фе­ти­со­ву). В зо­ло­той фонд отеч. те­ат­ра во­шёл спек­такль «Учи­тель тан­цев» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо (1946, реж. В. С. Кан­цель). За­мет­ны­ми со­бы­тия­ми ста­ли по­ста­нов­ки, со­че­таю­щие кон­крет­ность об­ра­зов и мас­штаб­ность сце­нич. фор­мы: «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» У. Шек­спи­ра (1937), «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля (1951), «Фаб­рич­ная дев­чон­ка» А. М. Во­ло­ди­на (1957). Зна­чит. ме­сто в ре­пер­туа­ре за­ни­ма­ла во­ен­но-пат­рио­тич. те­ма: «Дав­ным-дав­но» А. К. Глад­ко­ва (1942; Гос. пр. СССР, 1943), «Ба­ра­бан­щи­ца» А. Д. Са­лын­ско­го (1957). В раз­ные го­ды те­атр воз­главля­ли А. Л. Ду­на­ев, А. А. По­пов, Ю. И. Ерё­мин, Л. Е. Хей­фец, ра­бо­та­ли ре­жис­сё­ры А. М. Ло­ба­нов, Е. С. Те­ле­ше­ва, Б. А. Львов-Ано­хин и др. С 1994 ве­ду­щий ре­жис­сёр А. В. Бур­дон­ский, с 1995 гл. реж. Б. А. Мо­ро­зов. Сре­ди спек­так­лей: «Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» А. К. Тол­сто­го (1966), «Свя­тая свя­тых» И. Дру­цэ (1977), «Ор­фей спус­ка­ет­ся в ад» Т. Уиль­ям­са (1978), «Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1986), «Па­вел I» Д. С. Ме­реж­ков­ско­го (1989; Гос. пр. РСФСР, 1991), «Гам­лет» Шек­спи­ра (2006), «Фи­лу­ме­на Мар­ту­ра­но» Э. Де Фи­лип­по (2015), «Этот бе­зу­мец Пла­то­нов» по А. П. Че­хо­ву (2016). Сре­ди ак­тё­ров (в раз­ные го­ды): О. М. Бо­гда­но­ва, Л. И. Го­луб­ки­на, Г. Я. Крын­кин, Л. С. Ку­ку­лян, И. В. Ле­до­го­ров, Д. Ю. На­за­ров, Н. И. Пас­ту­хов, М. Ф. Пас­ту­хо­ва, Б. Г. Плотников, А. С. По­кров­ская, В. Б. Со­шаль­ский, Ф. Я. Че­хан­ков, Л. А. Чур­си­на.

Лит.: По­пов А. Д. Вос­по­ми­на­ния и раз­мыш­ле­ния о те­ат­ре. М., 1963.

Вернуться к началу