Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРЛО́В ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 431

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Д. Н. Орлов в роли Глобы («Русские люди» К. М. Симонова).

ОРЛО́В Дмит­рий Ни­ко­лае­вич [8(20).5.1892, Спасск, ны­не Спасск-Ря­зан­ский – 19.12.1955, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, нар. арт. РСФСР (1943). Сын ям­щи­ка. С 1916 учил­ся в сту­дии сце­нич. иск-ва П. И. Иль­и­на в Харь­ко­ве. В 1918 при­нят в харь­ков­скую труп­пу Н. Н. Си­нель­ни­ко­ва, ока­зав­ше­го боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние его ак­тёр­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. С 1920 иг­рал в Но­во­рос­сий­ске у ре­жиссё­ров В. Б. Виль­не­ра и В. Э. Мей­ер­холь­да (Ба­ренд – «Ги­бель "На­де­ж­ды"» Г. Хей­ер­ман­са, Ранк – «Но­ра» Г. Иб­се­на), в Крас­но­да­ре и др. В 1922 по­сту­пил в Выс­шие те­ат­раль­ные мас­тер­ские под рук. Мей­ер­холь­да в Мо­ск­ве (Рас­плю­ев – «Смерть Та­рел­ки­на» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на, Брю­но – «Ве­ли­ко­душ­ный ро­го­но­сец» Ф. Кром­ме­лин­ка). С то­го же го­да в моск. Те­ат­ре Ре­во­лю­ции. Соз­дал ост­ро­са­ти­рич. об­ра­зы Юсо­ва («До­ход­ное ме­сто» А. Н. Ост­ров­ско­го), Се­мё­на Ра­ка («Воз­душ­ный пи­рог» Б. С. Ро­ма­шо­ва), от­ли­чав­шие­ся точ­но­стью бы­то­вых, со­ци­аль­ных и пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­стик, ост­ро­той фор­мы, до­хо­дя­щей до гро­те­ска. Од­но­му из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей рус. ак­тёр­ской шко­лы, О. бы­ли при­су­щи ана­ли­тич. глу­би­на, ис­крен­ность, жиз­не­ра­до­ст­ность, свет­лый юмор, мас­тер­ское вла­де­ние сло­вом. Эти чер­ты осо­бен­но яр­ко рас­кры­лись в ро­ли Сте­па­на («По­эма о то­по­ре» Н. Ф. По­го­ди­на). Осн. те­ма твор­че­ст­ва О. – ста­нов­ле­ние соз­на­ния про­сто­го че­ло­ве­ка, его ду­хов­ный рост. Сре­ди луч­ших ро­лей: Гло­ба («Рус­ские лю­ди» К. М. Си­мо­но­ва), Ми­рон Гор­лов («Фронт» А. Е. Кор­ней­чу­ка). С 1944 ак­тёр МХАТа. Сыг­рал Ко­ню­ко­ва («Дни и но­чи» Си­мо­но­ва), Лу­ку и Пер­чи­хи­на («На дне» и «Ме­ща­не» М. Горь­ко­го) и др. С 1931 вы­сту­пал так­же как чтец (Гос. пр. СССР, 1947). Нац. свое­об­ра­зие и пе­ву­чая ме­ло­дич­ность его ре­чи сде­ла­ли О. не­пре­взой­дён­ным ин­тер­пре­та­то­ром та­ких про­из­ве­де­ний, как «Ти­хий Дон» М. А. Шо­ло­хо­ва, «Ко­му на Ру­си жить хо­ро­шо» Н. А. Не­кра­со­ва, «Ва­си­лий Тёр­кин» А. Т. Твар­дов­ско­го, «Ко­нёк-Гор­бу­нок» П. П. Ер­шо­ва. Снял­ся в филь­мах «Алек­сандр Нев­ский» С. М. Эй­зен­штей­на, «Ле­нин в 1918 го­ду» М. И. Ром­ма и др. 

Соч.: Кни­га о твор­че­ст­ве. М., 1962.

Лит.: Яков­лев В. Д. Н. Ор­лов. М., 1953; Мар­шак С. Я. Ак­тер на­род­ной ко­ме­дии. Па­мя­ти Д. Н. Ор­ло­ва // Те­атр. 1961. № 6; Ту­ров­ская МИ. Ба­ба­но­ва. Ле­ген­да и био­гра­фия. М., 1981; Весь те­атр за 75 лет: Те­атр ре­во­лю­ции – Те­атр дра­мы – Те­атр име­ни Вл. Мая­ков­ско­го. М., 1999.

Вернуться к началу