ОРЛО́В ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРЛО́В Дмитрий Николаевич [8(20).5.1892, Спасск, ныне Спасск-Рязанский – 19.12.1955, Москва], рос. актёр, нар. арт. РСФСР (1943). Сын ямщика. С 1916 учился в студии сценич. иск-ва П. И. Ильина в Харькове. В 1918 принят в харьковскую труппу Н. Н. Синельникова, оказавшего большое влияние на формирование его актёрской индивидуальности. С 1920 играл в Новороссийске у режиссёров В. Б. Вильнера и В. Э. Мейерхольда (Баренд – «Гибель "Надежды"» Г. Хейерманса, Ранк – «Нора» Г. Ибсена), в Краснодаре и др. В 1922 поступил в Высшие театральные мастерские под рук. Мейерхольда в Москве (Расплюев – «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, Брюно – «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка). С того же года в моск. Театре Революции. Создал остросатирич. образы Юсова («Доходное место» А. Н. Островского), Семёна Рака («Воздушный пирог» Б. С. Ромашова), отличавшиеся точностью бытовых, социальных и психологич. характеристик, остротой формы, доходящей до гротеска. Одному из крупнейших представителей рус. актёрской школы, О. были присущи аналитич. глубина, искренность, жизнерадостность, светлый юмор, мастерское владение словом. Эти черты особенно ярко раскрылись в роли Степана («Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина). Осн. тема творчества О. – становление сознания простого человека, его духовный рост. Среди лучших ролей: Глоба («Русские люди» К. М. Симонова), Мирон Горлов («Фронт» А. Е. Корнейчука). С 1944 актёр МХАТа. Сыграл Конюкова («Дни и ночи» Симонова), Луку и Перчихина («На дне» и «Мещане» М. Горького) и др. С 1931 выступал также как чтец (Гос. пр. СССР, 1947). Нац. своеобразие и певучая мелодичность его речи сделали О. непревзойдённым интерпретатором таких произведений, как «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова. Снялся в фильмах «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна, «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма и др.