Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОМНИ́ЦКИЙ ТАДЕУШ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 773

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Рубанова
Т. Ломницкий в фильме «Пан Володыёвский».

ЛОМНИ́ЦКИЙ (Łomnicki) Та­де­уш (18.7.1927, Под­гай­цы, ны­не Тер­но­поль­ская обл., Ук­раи­на – 22.2.1992, По­знань), польск. ак­тёр, пе­да­гог. В 1946 окон­чил го­дич­ные ак­тёр­ские кур­сы при Ста­ром те­ат­ре в Кра­ко­ве, в 1954 – ф-т ре­жис­су­ры Вар­шав­ской выс­шей те­ат­раль­ной шко­лы (рек­тор этой шко­лы в 1970–81). Иг­рал во мно­гих те­ат­рах: Ста­ром и им. Ю. Сло­вац­ко­го в Кра­ко­ве; На­цио­наль­ном, Со­вре­мен­ном, Об­ще­дос­туп­ном, Поль­ском, Дра­ма­ти­че­ском в Вар­ша­ве; Но­вом в По­з­на­ни. В 1975 ос­но­вал и до 1981 ру­ко­водил «Те­ат­ром на Во­ли» (Вар­ша­ва). Клас­си­кой польск. ак­тёр­ско­го иск-ва ста­ли его ро­ли: Ар­ту­ро Уи («Карь­е­ра Ар­ту­ро Уи» Б. Брех­та), Со­лё­ный («Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва), Лат­ка («По­жиз­нен­ная рен­та» А. Фред­ро), Ка­пи­тан («Иг­ра­ем Стринд­бер­га» Ф. Дюр­рен­мат­та), При­сып­кин («Клоп» В. В. Мая­ков­ско­го), Гойя («Сон ра­зу­ма» А. Бу­эро Валь­е­хо), Саль­е­ри («Ама­де­ус» П. Шеф­фе­ра). Ис­пол­нил гл. ро­ли в пье­сах С. Бек­ке­та – Крепп («По­след­няя лен­та Креп­па») и Хамм («Ко­нец иг­ры»), сы­грал за­глав­но­го ге­роя пье­сы Т. Дор­ста «Я, Фей­ер­бах» и др. За­мет­ной ра­бо­той ста­ла роль Глу­мо­ва в спек­так­ле «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го в по­ста­нов­ке Г. А. Тов­сто­но­го­ва (Совр. те­атр в Вар­ша­ве, 1965). Вир­ту­оз­ная тех­ни­ка пе­ре­во­пло­ще­ния в со­че­та­нии с глу­бо­ким ана­ли­зом пси­хо­ло­гич. и со­ци­аль­ной мо­ти­ва­ции по­ве­де­ния пер­со­на­жа от­ли­ча­ли раз­но­пла­но­вые ра­бо­ты ак­тё­ра. В ки­но с 1947. По­сле не­сколь­ких ро­лей «пра­виль­ных» юно­шей в «про­из­вод­ст­вен­ных» филь­мах кон. 1940–1950-х гг. Л. сыг­рал под­поль­щи­ка Ста­ха в ф. «По­ко­ле­ние» А. Вай­ды (снял­ся так­же в его филь­мах «Не­вин­ные ча­ро­деи», «Че­ло­век из мра­мо­ра», «Хро­ни­ка лю­бов­ных при­клю­че­ний» и др.). В «Кон­трак­те» К. За­нус­си соз­дал мно­го­мер­ный порт­рет ну­во­ри­ша, в «Ла­ве» Т. Кон­виц­ко­го во­пло­тил дух ро­ман­тиз­ма А. Миц­ке­ви­ча. Наи­боль­шую по­пу­ляр­но­сть Л. при­нес­ла роль па­на Во­ло­ды­ёв­ско­го в эк­ра­ни­за­ци­ях Е. Гоф­ма­ном двух ро­ма­нов Г. Сен­ке­ви­ча «Пан Во­ло­ды­ёв­ский» (1969, пр. Мкф в Мо­скве) и «По­топ» (1974). Со­труд­ни­чал со мно­ги­ми круп­ны­ми ре­жис­сё­ра­ми, сре­ди ко­то­рых: Э. Ак­сер, К. Сви­нар­ский, Р. По­лан­ски, А. Мунк, Е. Ка­ва­ле­ро­вич, К. Кесь­лёв­ский. Ав­тор пьес «Ной и его зве­ри­нец» (1948), «Пле­вел и пше­ни­ца» (1951), а так­же ки­но­сце­на­ри­ев. Умер во вре­мя ге­не­раль­ной ре­пе­ти­ции «Ко­ро­ля Ли­ра» У. Шек­спи­ра (иг­рал за­глав­ную роль). Гос. пр. ПНР (1968).

Соч.: Spotkania teatralne. Warsz., 1984. Warsz., 2003.

Лит.: Zaleski K. Lomnicki na swojej scenie // 20 lat Teatru na Woli. Warsz., 1996; Bo­jar­ska M. Król Lear nie żyje. Warsz., 2002.

Вернуться к началу