Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕСЬЛЁВСКИЙ КШИШТОФ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 615

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Рубанова 

КЕСЬЛЁВСКИЙ (Kieślowski) Кшиш­тоф (27.6.1941, Вар­ша­ва – 13.3.1996, там же), польск. ре­жис­сёр, сце­на­рист, пе­да­гог. Окон­чил Вар­шав­ский те­ат­раль­но-по­ста­но­воч­ный ли­цей (1962) и ф-т ки­но­ре­жис­су­ры Выс­шей ки­но­шко­лы в Лод­зи (1968). На­чи­нал как ав­тор до­ку­мен­таль­ных те­ле- и ки­но­филь­мов со­ци­аль­ной на­прав­лен­но­сти. Ис­ход­ным мо­мен­том творч. идео­ло­гии К. бы­ло ут­вер­жде­ние аб­со­лют­но­го при­ма­та ре­аль­но­сти, пол­но­го под­чи­не­ния ей ки­не­ма­то­гра­фич. язы­ка. Де­виз К. в 1970-е гг. – «уви­деть и за­фик­си­ровать жизнь». При­сталь­ность взгля­да, ла­пи­дар­ность фор­мы от­ли­ча­ют филь­мы «Сни­мок» (1968), «Из го­ро­да Лод­зи» (1969), «Я был сол­да­том» и «За­вод» (оба 1970). В 1972 К. во гла­ве груп­пы до­ку­мен­та­ли­стов по­ста­вил пол­но­мет­раж­ный до­ку­мен­таль­ный ф. «Рабочие’71: ни­че­го о нас без нас» (вы­шел на эк­ра­ны в гру­бо ис­ка­жён­ной вер­сии ру­ко­во­дства сту­дии). Филь­мы «Ка­мен­щик» (1973) и «Не знаю» (1977) бы­ли за­пре­ще­ны (вы­шли на эк­ра­ны в 1981). Опы­том пси­хо­ло­гич. до­ку­мен­таль­но­го ки­но с при­глу­шён­ной со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­кой ста­ли филь­мы «Пер­вая лю­бовь» (1974), «Боль­ни­ца» (1976), «С точ­ки зре­ния ноч­но­го пор­тье» (1977), «Семь жен­щин в раз­ном воз­рас­те» (1978) – две по­след­ние ра­бо­ты вы­ве­ли К. в эли­ту мас­те­ров ми­ро­вой до­ку­мен­та­ли­сти­ки. Его пер­вый иг­ро­вой т/ф «Пер­со­нал» (1975) – опи­са­ние буд­ней пе­ре­движ­ной те­ат­раль­ной труп­пы – уже вы­явил творч. кре­до ре­жис­сё­ра. В даль­ней­шем в иг­ро­вых филь­мах К. (сня­тых в Поль­ше) вы­мыш­лен­ный сю­жет и ак­тёр­ское ис­пол­не­ние реа­ли­зу­ют­ся в стро­го до­ку­мен­таль­ных фак­ту­рах. К. стал ве­ду­щим пред­ста­ви­те­лем те­че­ния, ини­ции­ро­ван­но­го ф. «Че­ло­век из мра­мо­ра» А. Вай­ды (1976) и на­зван­но­го «ки­не­мато­гра­фом мо­раль­но­го бес­по­кой­ст­ва». По­сле уме­рен­но­го ус­пе­ха де­бют­но­го иг­ро­во­го ф. «Шрам» (1976) К. по­ста­вил филь­мы «По­кой» (1976, вы­шел на эк­ра­ны в 1980), «Ко­рот­кий ра­бо­чий день» (1981, вы­шел на эк­ра­ны в 1996), от­ра­зив­шие на­рас­та­ние на­пря­же­ния в об­ще­ст­ве. В «Ки­но­лю­би­те­ле» (1979, пр. Мкф в Мо­ск­ве) про­де­мон­ст­ри­ро­ва­но ре­ше­ние ре­жис­сё­ра пе­рей­ти от фик­сации со­ци­аль­ных про­блем к изу­че­нию внутр. ми­ра че­ло­ве­ка. Зна­ме­ни­тый фи­нал филь­ма, ко­гда ге­рой по­во­ра­чи­ва­ет лю­би­тель­скую ка­ме­ру к се­бе и сни­ма­ет соб­ст­венное ли­цо, вос­при­ни­ма­ет­ся сим­во­ли­че­ски. В ф. «Слу­чай» (1981, вы­шел на эк­ра­ны в 1987) воз­ник ха­рак­тер­ный для позд­не­го К. мо­тив пе­ре­пле­те­ния за­ко­но­мер­но­сти и слу­чай­но­сти, судь­бы и не­пред­ви­ден­но­стей. Здесь, как и в сле­дую­щем ф. «Без кон­ца» (1984), впер­вые у К. реа­ли­стич. про­стран­ст­во по­ве­ст­во­ва­ния при­об­ре­ло до­пол­нит. ме­та­фи­зич. из­ме­ре­ние. Эти осо­бен­но­сти оп­ре­де­ля­ют и ху­дож. мир ше­дев­ра К. – уни­каль­но­го цик­ла из 10 филь­мов, сня­тых для ТВ («Де­ка­лог», 1988–89). Ка­ж­дый из филь­мов цик­ла от­тал­ки­ва­ет­ся от од­ной из биб­лей­ских за­по­ве­дей, не яв­ля­ясь при этом ни её ил­лю­ст­ра­ци­ей, ни мо­раль­ным на­став­ле­ни­ем. С «Де­ка­ло­га» на­ча­лось со­труд­ни­че­ст­во К. со сце­на­ри­стом К. Пе­се­ви­чем и ком­по­зи­то­ром З. Прайс­не­ром (совм. с ни­ми соз­да­ны все по­сле­дую­щие ра­бо­ты). Филь­мы «Де­ка­лог, 5» и «Де­ка­лог, 6» раз­вёр­ну­ты в рас­ши­рен­ные ки­но­вер­сии «Ко­рот­кий фильм об уби­ва­нии» (пр. Мкф в Кан­не) и «Ко­рот­кий фильм о люб­ви» (пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не) – оба 1988. Ог­ром­ный ев­роп. ус­пех «Де­ка­ло­га» от­крыл для ре­жис­сё­ра воз­мож­ность со­труд­ни­че­ст­ва с зап.-ев­роп. ки­не­ма­то­гра­фи­ста­ми. В по­лу­мис­тич. ф. «Двой­ная жизнь Ве­ро­ни­ки» (совм. с Фран­ци­ей, 1991) К. рас­смат­ри­вал ва­риа­тив­ность че­ло­ве­че­ской судь­бы, рас­ска­зы­вая ис­то­рии то ли двух иде­аль­но по­хо­жих друг на дру­га де­ву­шек из раз­ных стран, то ли раз­ных во­пло­ще­ний од­но­го и то­го же че­ло­ве­ка. Филь­мы цик­ла «Три цве­та» (Фран­ция, 1993–94): «Си­ний» (гл. пр. Мкф в Ве­не­ции), «Бе­лый» (пр. Мкф в Бер­ли­не), «Крас­ный» от­сы­ла­ют к сло­вам нац. ло­зун­га Фран­ции «Сво­бо­да. Ра­вен­ст­во. Брат­ст­во», фи­ло­соф­ски ос­мыс­ляя гл. прин­ци­пы совр. ев­роп. ци­ви­ли­за­ции. По за­вер­ше­нии три­ло­гии К. зая­вил об ухо­де из ки­но. Ав­тор сце­на­ри­ев (совм. с Пе­се­ви­чем) филь­мов три­ло­гии «Рай. Чис­ти­ли­ще. Ад» (нем. реж. Т. Ты­к­вер по­ста­вил ф. «Рай» в 2002, бос­ний­ский реж. Д. Та­но­вич – ф. «Ад» в 2005). По сце­на­рию К. был по­став­лен ф. «Боль­шой зверь» Е. Шту­ра (2000, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). Ра­бо­тал в те­ат­ре. Пре­по­да­вал ки­но­ре­жис­су­ру в Поль­ше (в т. ч. на ф-те ки­но и те­ле­ви­де­ния Си­лез­ско­го ун-та, г. Ка­то­ви­це, в 1979–1982), Зап. Бер­ли­не, Фин­лян­дии, Швей­ца­рии. Ви­це-пред. Сою­за польск. ки­не­ма­то­гра­фи­стов (1978–81).

Соч.: O sobie. Kraków, 1997.

Лит.: Kino K. Kieślowskiego. Warsz., 1997; Ins­dorf A. Podwójnie życie, powtórne szansy. Warsz., 2001; Jazdon M. Documenty Kieślow­s­kiego. Poznań, 2002; Zawiśliński S. Kieślow­ski. Ważne, żeby iść... Izabelin, 2005; idem. Kie­ślowski, życie po życiu. Warsz., 2007.

Вернуться к началу