КЕСЬЛЁВСКИЙ КШИШТОФ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕСЬЛЁВСКИЙ (Kieślowski) Кшиштоф (27.6.1941, Варшава – 13.3.1996, там же), польск. режиссёр, сценарист, педагог. Окончил Варшавский театрально-постановочный лицей (1962) и ф-т кинорежиссуры Высшей киношколы в Лодзи (1968). Начинал как автор документальных теле- и кинофильмов социальной направленности. Исходным моментом творч. идеологии К. было утверждение абсолютного примата реальности, полного подчинения ей кинематографич. языка. Девиз К. в 1970-е гг. – «увидеть и зафиксировать жизнь». Пристальность взгляда, лапидарность формы отличают фильмы «Снимок» (1968), «Из города Лодзи» (1969), «Я был солдатом» и «Завод» (оба 1970). В 1972 К. во главе группы документалистов поставил полнометражный документальный ф. «Рабочие’71: ничего о нас без нас» (вышел на экраны в грубо искажённой версии руководства студии). Фильмы «Каменщик» (1973) и «Не знаю» (1977) были запрещены (вышли на экраны в 1981). Опытом психологич. документального кино с приглушённой социально-политич. проблематикой стали фильмы «Первая любовь» (1974), «Больница» (1976), «С точки зрения ночного портье» (1977), «Семь женщин в разном возрасте» (1978) – две последние работы вывели К. в элиту мастеров мировой документалистики. Его первый игровой т/ф «Персонал» (1975) – описание будней передвижной театральной труппы – уже выявил творч. кредо режиссёра. В дальнейшем в игровых фильмах К. (снятых в Польше) вымышленный сюжет и актёрское исполнение реализуются в строго документальных фактурах. К. стал ведущим представителем течения, инициированного ф. «Человек из мрамора» А. Вайды (1976) и названного «кинематографом морального беспокойства». После умеренного успеха дебютного игрового ф. «Шрам» (1976) К. поставил фильмы «Покой» (1976, вышел на экраны в 1980), «Короткий рабочий день» (1981, вышел на экраны в 1996), отразившие нарастание напряжения в обществе. В «Кинолюбителе» (1979, пр. Мкф в Москве) продемонстрировано решение режиссёра перейти от фиксации социальных проблем к изучению внутр. мира человека. Знаменитый финал фильма, когда герой поворачивает любительскую камеру к себе и снимает собственное лицо, воспринимается символически. В ф. «Случай» (1981, вышел на экраны в 1987) возник характерный для позднего К. мотив переплетения закономерности и случайности, судьбы и непредвиденностей. Здесь, как и в следующем ф. «Без конца» (1984), впервые у К. реалистич. пространство повествования приобрело дополнит. метафизич. измерение. Эти особенности определяют и худож. мир шедевра К. – уникального цикла из 10 фильмов, снятых для ТВ («Декалог», 1988–89). Каждый из фильмов цикла отталкивается от одной из библейских заповедей, не являясь при этом ни её иллюстрацией, ни моральным наставлением. С «Декалога» началось сотрудничество К. со сценаристом К. Песевичем и композитором З. Прайснером (совм. с ними созданы все последующие работы). Фильмы «Декалог, 5» и «Декалог, 6» развёрнуты в расширенные киноверсии «Короткий фильм об убивании» (пр. Мкф в Канне) и «Короткий фильм о любви» (пр. Мкф в Сан-Себастьяне) – оба 1988. Огромный европ. успех «Декалога» открыл для режиссёра возможность сотрудничества с зап.-европ. кинематографистами. В полумистич. ф. «Двойная жизнь Вероники» (совм. с Францией, 1991) К. рассматривал вариативность человеческой судьбы, рассказывая истории то ли двух идеально похожих друг на друга девушек из разных стран, то ли разных воплощений одного и того же человека. Фильмы цикла «Три цвета» (Франция, 1993–94): «Синий» (гл. пр. Мкф в Венеции), «Белый» (пр. Мкф в Берлине), «Красный» отсылают к словам нац. лозунга Франции «Свобода. Равенство. Братство», философски осмысляя гл. принципы совр. европ. цивилизации. По завершении трилогии К. заявил об уходе из кино. Автор сценариев (совм. с Песевичем) фильмов трилогии «Рай. Чистилище. Ад» (нем. реж. Т. Тыквер поставил ф. «Рай» в 2002, боснийский реж. Д. Танович – ф. «Ад» в 2005). По сценарию К. был поставлен ф. «Большой зверь» Е. Штура (2000, пр. Мкф в Карлови-Вари). Работал в театре. Преподавал кинорежиссуру в Польше (в т. ч. на ф-те кино и телевидения Силезского ун-та, г. Катовице, в 1979–1982), Зап. Берлине, Финляндии, Швейцарии. Вице-пред. Союза польск. кинематографистов (1978–81).