ПОЛА́НСКИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛА́НСКИ, Поланский, Поляньский (Polanski, Polański) Роман (наст. имя и фам. Раймунд Роман Либлинг, Liebling) (р. 18.8.1933, Париж), кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер. В 1959 окончил киношколу в Лодзи. Из семьи иммигрантов (отец из Польши, мать из России). С 1936 в Польше: после оккупации в 1939 отправлен с семьёй в краковское гетто, из которого через год сбежал. Во время 2-й мировой войны скитался по польск. деревням. В 1945 воссоединился с чудом уцелевшим в концлагере Маутхаузен-Гузен отцом (мать погибла в Освенциме). В 1948 с успехом сыграл гл. роль в спектакле «Сын полка» по одноим. повести В. П. Катаева (Варшавский ТЮЗ). Как киноактёр дебютировал в 1953 (ф. «Три рассказа», новелла «Яцек» К. Налецкого). Играл в фильмах А. Вайды: «Поколение», «Лётна», «Невинные чародеи», «Самсон», «Месть». Первые режиссёрские работы (студенч. короткометражные фильмы, в т. ч. «Двое со шкафом», 1958, пр. Мкф в Оберхаузене) выявили склонность П. к «чёрному» юмору, абсурдным ситуациям и привлекли внимание к его творчеству за пределами Польши. Полнометражный режиссёрский дебют П. «Нож в воде» (1962, пр. Мкф в Венеции) – психологич. треугольник, переходящий в триллер, впервые в истории польск. кино номинирован на пр. «Оскар». После обвинений фильма в подражании буржуазному иск-ву и запрета исполнить в нём гл. роль П. эмигрировал во Францию. Сотрудничество со сценаристом Ж. Браком в 1960–70-х гг. принесло П. мировую известность и коммерч. успех (их первая совместная работа – новелла в ф. «Самые прекрасные мошенничества в мире», 1964). Снятый в Великобритании ф. «Отвращение» (1965) – яркая метафора противостояния человека агрессивному, непознаваемому миру, борьба с которым будет неизбежно проиграна. Здесь окончательно оформились осн. тема и авторский стиль П., получившие затем развитие в картинах «Ребёнок Розмари» (1968, США) и «Жилец» (1976, Франция), где режиссёр продемонстрировал мастерское балансирование на грани реальности и мистики. Эти три фильма образуют т. н. комнатную трилогию, где источником ужаса служат предметы обыденной обстановки. На стилистику и атмосферу фильмов П. оказала влияние личная трагедия – убийство в 1969 его жены, Ш. Тейт, в Лос-Анджелесе членами культовой секты «Семья» Ч. Менсона. Отражением этого отчасти стала жестокая, натуралистич. экранизация шекспировского «Макбета» (1971). Уехав после трагедии в Европу, в 1974 П. вернулся в США и поставил ф. «Китайский квартал» – мрачный детектив, выдержанный в духе «золотого века» Голливуда. В 1978 из-за судебного преследования за связь с несовершеннолетней покинул США, поселившись во Франции. В 1979 посвятил погибшей жене ф. «Тэсс» (по роману «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Т. Харди). Автобиографич. мотивами отмечен ф. «Пианист» (2002, пр. Мкф в Канне; пр. «Оскар»), действие которого происходит в краковском гетто времён 2-й мировой войны. Среди др. фильмов: «Когда падают ангелы» (1959), «Тупик» (1966, пр. Мкф в Зап. Берлине), «Бал вампиров» (1967), «Пираты» (1986), «Неистовый» (1988), «Горькая луна» (1992), «Смерть и девушка» (1994), «Девятые врата» (1999), «Призрак» (2010, пр. Мкф в Берлине), «Резня» (2011), «Венера в мехах» (2013). Выступает также как театральный режиссёр. В 2009 П., приехавший на кинофестиваль в Цюрих, чтобы получить награду за режиссёрскую деятельность, был арестован по выданному в США в 1978 ордеру. Обращение в защиту П. подписали В. Аллен, П. Альмодовар, М. Скорсезе, В. Вендерс и др. В 2010 швейц. власти отказали США в выдаче П. и освободили его из-под домашнего ареста. П. посвящены документальные фильмы М. Зенович «Роман Полански: разыскиваемый и желанный» (2008) и «Роман Полански: третий лишний» (2012), а также ф. «Роман Полански: Киномемуары» Л. Бузеро (2011).