АБО́РТ
-
Рубрика: Медицина
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АБО́РТ (лат. abortus, букв. – нерождение; выкидыш) у человека, прерывание беременности до истечения 22 нед или до достижения плодом массы 500 г.
А. подразделяют на ранние (до 12 нед беременности) и поздние (13–22 нед беременности), самопроизвольные и искусственные. Ранние А. (как правило, самопроизвольные) происходят без какой бы то ни было провокации, обычно в результате заболевания матери и плода; поздние А. являются преднамеренным изгнанием плода. Искусственные А. могут быть разрешены законом, но могут быть криминальными. Только разрешённые законом А. следует относить к медицинским (угроза для жизни женщины при продлении беременности; нежизнеспособность плода или наличие несовместимых с жизнью аномалий). В законодательстве РФ по охране здоровья граждан чётко регламентировано искусственное прерывание беременности (при сроке до 12 нед – по желанию женщины, от 13 до 22 нед – только по мед. показаниям с согласия женщины).
Самопроизвольные аборты
Не связаны с посторонним вмешательством и происходят по причине заболеваний матери или плода: острые и хронич. инфекции (краснуха, грипп, туберкулёз и др.), заболевания почек, тяжёлые заболевания сердца, алкоголизм, наркомания, несовместимость по группам крови (напр., по резус-фактору), аномалии развития и др. Если причина не устранена, то выкидыши повторяются; в таком случае говорят о привычном выкидыше. Лечение самопроизвольных А. в первую очередь направлено на выявление и лечение причин, приведших к выкидышу. Начальные симптомы – тянущие боли в пояснице и животе, кровотечение. При этом необходима госпитализация женщины для активного лечения в мед. учреждении.
Искусственный аборт
Может осуществляться путём вакуум-аспирации (отсасывания содержимого матки с помощью вакуум-насоса), дилатации и кюретажа (расширения шейки матки и выскабливания её слизистой оболочки). К кон. 1990-х гг. достигнут существенный прогресс в разработке новых методов прерывания беременности. Так, при задержке менструации до 20 дней в акушерскую практику внедрена ранняя вакуум-аспирация (т. н. мини-аборт). В более поздние сроки (до 6 нед) используют методы фармакологич. А.: применяют синтетич. аналоги простагландина Е2 и антипрогестина RU-486.
Во 2-м триместре (4–6-й мес) беременность прерывают, применяя простагландины, которые вводят в матку, влагалище, плодный пузырь (интраамниально), внутрь, внутривенно, внутримышечно; с помощью дилатации и эвакуации (до 16 нед беременности), иногда абдоминальной или вагинальной гистеротомии (рассечения матки), а также комбинируя эти методы. После 12 нед наиболее оптимальным методом искусственного А. является медикаментозное расширение канала матки, возбуждение её сократит. деятельности.
Осложнения А. зависят от срока беременности (кровотечение, повреждение шейки и тела матки, обширное внутрисосудистое свёртывание крови, перфорация матки и её инфекция). Поздними осложненими могут быть хронич. воспалит. заболевания половых органов, трубное бесплодие, истмико-цервикальная недостаточность (нарушение функции перешейка и шейки матки), нарушения менструального цикла. Искусственный А. в 1-м триместре (3 мес) при условии проведения его в стационаре редко сопровождается осложнениями.
Нравственные и социально-юридические аспекты аборта
Искусственный А. с древних времён общество осознавало как проблему, имеющую, помимо медицинского, юридич., социальное, этич. и религ. содержание. Так, Гиппократ рассматривал искусственное прерывание беременности несовместимым с врачебной профессией. Аристотель считал А. допустимым в целях регулирования рождаемости. В Древнем Риме периода империи А. широко практиковался. С возникновением христианства А. стал отождествляться с убийством человека. В средние века за А. предусматривалось наказание, вплоть до смертной казни, в т. ч. для лиц, производивших его. В 19–20 вв. отношение общества к А. усложнилось под воздействием таких факторов, как секуляризация общества, новые науч. знания в области медицины, позиции профессиональных врачебных сообществ, меняющееся законодательство, разл. гражд. инициативы (феминистское движение, движение в защиту жизни плода).
В России А. были разрешены в 1920. В 1936 вышло постановление ЦИК и СНК СССР о запрете А. (в связи с низкой рождаемостью), что привело к распространению криминальных А. и увеличению материнской смертности. В 1955 А. был легализован. Впоследствии аналогичные либеральные законы об А. были приняты в большинстве зап. стран (в Великобритании – в 1967, в США – в 1973, во Франции – в 1975). Это, в свою очередь, потребовало разработки новых методов прерывания беременности, обеспечивающих безопасность, миним. травматичность и снижение частоты осложнений. Действующими законодательствами большинства стран мира установлена уголовная ответственность за незаконное производство А. лицом, не имеющим высшего мед. образования соответствующего профиля. В 1968 ВОЗ приняла резолюцию, в которой А. был отнесён к серьёзной проблеме охраны здоровья женщин.
На рубеже 20 и 21 вв. в мире с целью регулирования рождаемости делалось ок. 45 млн. А. в год. В 98% стран мира А. разрешён в целях спасения жизни женщины, в 62% – в целях сохранения её физич. или психич. здоровья, в 42% – в случаях беременности в результате изнасилования или инцеста, в 40% – по причине серьёзных дефектов у плода, в 29% – по экономич. и социальным причинам, в 21% – на основании желания женщины.
В основе спора сторонников и противников А. лежит проблема природы и статуса человеческого эмбриона. Первые приводят следующую аргументацию. Когда подчёркивают факты возникновения сердцебиения у плода (16-й день после зачатия) или появления биоэлектрич. импульсов мозга (40-й день), то этим лишь констатируют наличие у него отд. признаков жизни. Эти и др. объективные факты, отражающие непрерывный процесс эмбриогенеза, тем не менее ещё не означают появления человека как такового. С точки зрения противников А., эмбрион на любой стадии развития обладает определённой биологич. и психологич. уникальностью, и все действия по отношению к нему подлежат моральной оценке, которая сводится к тому, что в конечном счёте А. – зло.
Официальные документы Римско-католич. церкви запрещают А. даже по мед. показаниям (энциклика Павла VI «Humanae vitae», 1968). Архиерейский собор Русской православной церкви в 2000 подтвердил, что канонич. правила приравнивают А. к убийству. Однако, когда продолжение беременности угрожает жизни матери, то прерывание беременности не приводит к отлучению женщины от евхаристич. общения с церковью и рекомендуется в пастырской практике проявлять к ней снисхождение. В протестантских церквах А. осуждается как средство контроля над рождаемостью, но допускается в исключит. ситуациях (при беременности в результате изнасилования). В «Исламском кодексе медицинской этики» (Кувейт, 1981) совр. тенденции разрешения А. осуждаются, но в отд. случаях и с согласия обоих супругов искусственный А. допустим при небольшом сроке беременности. Согласно буддизму, А. есть разновидность убийства, независимо от стадии развития эмбриона.