Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИЗЛЯ́Р

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Муханов (история) /2009/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/

КИЗЛЯ́Р, го­род в Рос­сии, в северной час­ти Да­ге­ста­на, центр городского округа и Киз­ляр­ско­го района. Население 49,2 тыс. человек (2019). Рас­по­ло­жен на При­кас­пий­ской низ­мен­но­сти, в дель­те р. Те­рек (на р. Ста­рый Те­рек). Железнодорожная стан­ция.

История

Кизляр за­ло­жен в 1735 генерал-ан­ше­фом В. Я. Ле­ва­шо­вым, раз­ра­бо­тав­шим план строи­тель­ст­ва кре­по­сти и го­ро­да; сю­да бы­ли пе­ре­ве­де­ны жи­те­ли из под­ле­жав­шей уп­разд­не­нию кре­по­сти Святого Кре­ста (на­хо­ди­лась в мес­те от­ветв­ле­ния от р. Су­лак её ру­ка­ва р. Аг­ра­хань). Название об­ра­зо­ва­но от тюркского «ки­зил яр» (крас­ный об­рыв, т. е. кру­той или глу­бо­кий об­рыв ре­ки). До 1785 К. вхо­дил в со­став Ас­т­ра­хан­ской гу­бер­нии. Де­лил­ся на 4 час­ти: кре­пость (1744 – кон. 1750-х гг., про­ект И. Л. фон Лю­бе­ра­са), го­род, сол­дат­ская сло­бо­да и т. н. по­ле­вое строе­ние. В середине – 2-й половине 18 в. Кизляр – од­на из основных то­чек Кавказской по­гра­нич­ной ли­нии, круп­ный тор­го­вый и пе­ре­ва­лоч­ный центр для тор­гов­ли с Вос­то­ком, важ­ней­ший по­ли­тический и куль­тур­ный центр Рос­сии на Северном Кав­ка­зе. С 1752 в Кизляре и его ок­ре­ст­но­стях на­ча­ло раз­ви­вать­ся шел­ко­вод­ст­во (в 1775 дей­ст­во­ва­ли 4 за­во­да по из­го­тов­ле­нию шёл­ка). С 1755 в Кизляре на­хо­ди­лась российская по­гра­нич­ная та­мож­ня, для иностранных куп­цов бы­ли по­строе­ны по­стоя­лые дво­ры (ка­ра­ван-са­раи). В 1760–70-х гг. в Кизляре воз­ник­ли пер­вые ви­но­град­но-во­доч­ные и спир­то­ку­ри­тель­ные за­во­ды (в 1828 в Кизляре и ок­ре­ст­но­стях на­счи­ты­ва­лось 86 пред­при­ятий). Со 2-й половины 18 в. Кизляр стал иг­рать роль главного свя­зую­ще­го зве­на ме­ж­ду гор­ца­ми Северного Кав­ка­за и Рос­си­ей, в го­ро­де сло­жи­лись круп­ные армянская и грузинская об­щи­ны. В Кизляре со­дер­жа­лись ама­на­ты (за­лож­ни­ки) от вы­ра­зив­ших по­кор­ность гор­ских на­ро­дов. Для при­вле­че­ния ме­ст­но­го на­се­ле­ния к тор­гов­ле в Кизляре императрица Ека­те­ри­на II в 1765 из­да­ла указ об ос­во­бо­ж­де­нии ка­бар­дин­цев и ку­мы­ков от по­шлин при про­да­же собственной про­дук­ции и при по­куп­ке то­ва­ров в Кизляре. По мне­нию кав­ка­зо­ве­да А. П. Бер­же, до уст­рой­ст­ва Моз­док­ской ли­нии Кизляр был «рус­ской сто­ли­цей на Кав­ка­зе».

Уезд­ный го­род Кав­каз­ской гу­бер­нии (1785–96, 1802–22; в 1785–96 – Кавказское на­ме­ст­ни­че­ст­во), Ас­т­ра­хан­ской губернии (1796–1802), Кавказской области (1822–47), Став­ро­поль­ской губернии (1847–67). К концу 18 в. объ­ём тор­гов­ли че­рез Кизляр прак­ти­че­ски рав­нял­ся объ­ё­му мор­ской тор­гов­ли че­рез Ас­т­ра­хань; главными пред­ме­та­ми тор­гов­ли бы­ли ви­но, ры­ба, ма­ре­на, шёлк-сы­рец, ков­ры, ме­ха, фрук­ты. В 19 в. в Кизляре дей­ст­во­ва­ли армянский, русский и татарский рын­ки. В 1827 то­ва­ро­обо­рот че­рез Кизляр со­ста­вил свыше 1 млн. рублей. В 1807 в го­ро­де от­кры­то второе в Рос­сии учи­ли­ще ви­но­гра­дар­ст­ва и ви­но­де­лия, за­тем – шко­ла шел­ко­вод­ст­ва.

Во вре­мя Кав­каз­ской вой­ны 1817–64 Кизляр – один из объ­ек­тов на­па­де­ния гор­цев, в 1831 взят и раз­граб­лен от­ря­дом под ко­мандованием Га­зи-Ма­го­ме­да. С середины 19 в. по­сте­пен­но при­шёл в упа­док, к началу 20 в. пре­вра­тил­ся в не­боль­шой про­винциальный го­род. В 1867 Кизляр с ок­ре­ст­но­стя­ми пе­ре­дан в со­став Тер­ской об­лас­ти, ок­руж­ной центр (1871–88), центр Киз­ляр­ско­го от­де­ла (с 1888) Тер­ской области. В 1860–70-х гг. на­блю­дал­ся подъ­ём ви­но­де­лия, про­дол­жав­ший­ся до 2-й половины 1880-х гг. В начале 1880-х гг. в Кизляре впер­вые в Рос­сии на­ла­же­но про­изводство отечественных конь­я­ков, в пер­вую оче­редь на за­во­де Д. З. Са­рад­же­ва [1885; ны­не Киз­ляр­ский конь­яч­ный за­вод; в раз­ное вре­мя его про­дук­ция удо­стое­на бо­лее 400 зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ме­да­лей, 40 Гран-при, при­за «Зо­ло­тая паль­ма» (Фран­ция), пре­мии Golden Galaxy (США)], а так­же на за­во­де Се­реб­ря­ко­вых и др. В 1916 от­кры­то ре­гу­ляр­ное дви­же­ние по ли­нии Черв­лён­ная (Черв­лё­ная) – Киз­ляр Вла­ди­кав­каз­ской же­лез­ной до­ро­ги.

По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 Кизляр на­хо­дил­ся в со­ста­ве Став­ро­поль­ской советской рес­пуб­ли­ки (январь – июль 1918), в ию­ле 1918 – феврале 1919 час­ти РККА обо­ро­ня­ли Кизляр от войск бе­лых ар­мий. В феврале 1919 – мар­те 1920 кон­тро­ли­ро­вал­ся Во­оружёнными си­ла­ми Юга Рос­сии, 20.3.1920 за­нят РККА. Ок­руж­ной центр Тер­ской губернии (1921–22), ок­руж­ной (1922–28), кан­тон­ный (1928–29), рай­он­ный (1929–38) центр Дагестанской АССР. Ок­руж­ной центр Ор­д­жо­ни­кид­зев­ско­го (с 1943 Став­ро­поль­ско­го) края (1938–44). В 1942, во вре­мя Великой Отечественной вой­ны, от­кры­то дви­же­ние по железнодорожной ли­нии Киз­ляр – Ас­т­ра­хань Ор­д­жо­ни­ки­д­зев­ской железной дороги. Рай­он­ный центр Гроз­нен­ской области (1944–57), Дагестанской АССР (с 1957), Республики Дагестан (с 1994). С 2002 город республиканского значения.

Кизляр 9–10.1.1996 под­верг­ся на­па­де­нию от­ря­да чеченских бое­ви­ков (около 250 человек): тер­ро­ри­сты за­хва­ти­ли городскую боль­ни­цу и бо­лее 2 тыс. человек (по другим дан­ным, бо­лее 3 тыс. человек). В 1997 от­кры­то дви­же­ние по железнодорожной ли­нии Киз­ляр – Су­лак Северо-Кавказской же­лез­ной до­ро­ги.

Архитектура

В центральной час­ти Кизляр в основном за­стро­ен 2–3-этаж­ны­ми ка­мен­ны­ми до­ма­ми, ха­рак­тер­на пря­мо­уголь­ная пла­ни­ров­ка. Со­хра­ни­лись: Свя­то-Ни­коль­ский храм (за­ло­жен в 1795), ны­не – на тер­ри­то­рии Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го жен­ско­го монастыря (ос­но­ван в 1736 как муж­ской, в 1908 пре­об­ра­зо­ван в жен­ский, за­крыт в 1918, воз­ро­ж­дён в 2006), зда­ния бывшей Городской упра­вы (ны­не Крае­ведческий му­зей име­ни уро­жен­ца го­ро­да князя П. И. Баг­ра­тио­на; ос­но­ван в 1960), Дво­рян­ско­го со­б­ра­ния (19 в.) и др. Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ский храм (ос­вя­щён в 2002). 

Хозяйство

Гра­до­об­ра­зую­щее пред­при­ятие – «Кон­церн КЭМЗ» (ведёт историю с 1962; раз­ра­бот­ка, про­изводство и ре­монт  на­зем­ного и бор­то­во­го авиационного, энерготехнического и лифтового обо­ру­до­ва­ния, самолётов малой авиации, так­же вы­пуск медицинской ­тех­ни­ки,  автомобильных деталей, инструментов и товаров народного потребления). Сре­ди других круп­ных пред­при­ятий – «Кизлярский электроаппаратный завод» (электротехническая аппаратура, лифты, лифтовое оборудование и др.), «Киз­ляр­ский конь­яч­ный за­вод», винно-коньячный завод «Кизляр», компания «Киз­ляр» (1998; су­ве­нир­ное хо­лод­ное ору­жие). Про­изводство мяс­ной, молочной, хлебобулочной продукции, фрук­то­вых и овощ­ных кон­сер­вов, и др.

Образовательные учреждения

Фи­лиа­лы ву­зов, в т. ч. Да­ге­стан­ско­го государственного тех­нического университета, Санкт-Пе­тербургского государственного ин­же­нер­но-эко­но­мического университета.

Лит.: Ха­ша­ев Х.-М. О. За­ня­тия на­се­ле­ния Да­ге­ста­на в XIX в. Ма­хач­ка­ла, 1959; Ха­ша­ев Х.-М. О. Об­ще­ст­вен­ный строй Да­ге­ста­на в на­ча­ле XIX в. М., 1961; Мар­ко­ва О. П. Рос­сия, За­кав­ка­зье и ме­ж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния в XVIII в. М., 1966; Ва­силь­ев Д. С. Очер­ки ис­то­рии ни­зовь­ев Те­ре­ка. Ма­хач­ка­ла, 1986; Киз­ляр. На пе­ре­кре­ст­ке эпох. М., 2005.

  • КИЗЛЯ́Р город в России, в сев. части Дагестана (2009)
  • КИЗЛЯ́Р город в России, в сев. части Дагестана (2017)
Вернуться к началу