КИЗЛЯ́Р
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Электронная версия:
КИЗЛЯ́Р, город в России, в сев. части Дагестана, центр гор. округа и Кизлярского р-на. Нас. 48,4 тыс. чел. (2017). Расположен на Прикаспийской низменности, в дельте р. Терек (на р. Старый Терек). Ж.-д. станция.
К. заложен в 1735 ген.-аншефом В. Я. Левашовым, разработавшим план строительства крепости и города; сюда были переведены жители из подлежавшей упразднению крепости Св. Креста (находилась в месте ответвления от р. Сулак её рукава р. Аграхань). Назв. образовано от тюрк. «кизил яр» (красный обрыв, т. е. крутой или глубокий обрыв реки). До 1785 К. входил в состав Астраханской губернии. Делился на 4 части: крепость (1744 – кон. 1750-х гг., проект И. Л. фон Любераса), город, солдатская слобода и т. н. полевое строение. В сер. – 2-й пол. 18 в. К. – одна из осн. точек Кавк. пограничной линии, крупный торговый и перевалочный центр для торговли с Востоком, важнейший политич. и культурный центр России на Сев. Кавказе. С 1752 в К. и его окрестностях начало развиваться шелководство (в 1775 действовали 4 завода по изготовлению шёлка). С 1755 в К. находилась рос. пограничная таможня, для иностр. купцов были построены постоялые дворы (караван-сараи). В 1760–70-х гг. в К. возникли первые виноградно-водочные и спиртокурительные заводы (в 1828 в К. и окрестностях насчитывалось 86 предприятий). Со 2-й пол. 18 в. К. стал играть роль гл. связующего звена между горцами Сев. Кавказа и Россией, в городе сложились крупные арм. и груз. общины. В К. содержались аманаты (заложники) от выразивших покорность горских народов. Для привлечения местного населения к торговле в К. имп. Екатерина II в 1765 издала указ об освобождении кабардинцев и кумыков от пошлин при продаже собств. продукции и при покупке товаров в К. По мнению кавказоведа А. П. Берже, до устройства Моздокской линии К. был «русской столицей на Кавказе».
Уездный город Кавказской губернии (1785–96, 1802–22; в 1785–96 – Кавк. наместничество), Астраханской губ. (1796–1802), Кавк. обл. (1822–47), Ставропольской губ. (1847–67). К кон. 18 в. объём торговли через К. практически равнялся объёму морской торговли через Астрахань; гл. предметами торговли были вино, рыба, марена, шёлк-сырец, ковры, меха, фрукты. В 19 в. в К. действовали арм., рус. и тат. рынки. В 1827 товарооборот через К. составил св. 1 млн. руб. В 1807 в городе открыто второе в России училище виноградарства и виноделия, затем – школа шелководства.
Во время Кавказской войны 1817–64 К. – один из объектов нападения горцев, в 1831 взят и разграблен отрядом под команд. Гази-Магомеда. С сер. 19 в. постепенно пришёл в упадок, к нач. 20 в. превратился в небольшой провинц. город. В 1867 К. с окрестностями передан в состав Терской области, окружной центр (1871–88), центр Кизлярского отдела (с 1888) Терской обл. В 1860–70-х гг. наблюдался подъём виноделия, продолжавшийся до 2-й пол. 1880-х гг. В нач. 1880-х гг. в К. впервые в России налажено произ-во отеч. коньяков, в первую очередь на заводе Д. З. Сараджева [1885; ныне Кизлярский коньячный завод; в разное время его продукция удостоена более 400 золотых и серебряных медалей, 40 Гран-при, приза «Золотая пальма» (Франция), премии Golden Galaxy (США)], а также на заводе Серебряковых и др. В 1916 открыто регулярное движение по линии Червлённая (Червлёная) – Кизляр Владикавказской железной дороги.
После Окт. революции 1917 К. находился в составе Ставропольской сов. республики (янв. – июль 1918), в июле 1918 – февр. 1919 части РККА обороняли К. от войск белых армий. В февр. 1919 – марте 1920 контролировался Вооруж. силами Юга России, 20.3.1920 занят РККА. Окружной центр Терской губ. (1921–22), окружной (1922–28), кантонный (1928–29), районный (1929–38) центр Даг. АССР. Окружной центр Орджоникидзевского (с 1943 Ставропольского) края (1938–44). В 1942, во время Вел. Отеч. войны, открыто движение по ж.-д. линии Кизляр – Астрахань Орджоникидзевской ж. д. Районный центр Грозненской обл. (1944–57), Даг. АССР (с 1957).
К. 9–10.1.1996 подвергся нападению отряда чеч. боевиков (ок. 250 чел.): террористы захватили гор. больницу и более 2 тыс. чел. (по др. данным, более 3 тыс. чел.). В 1997 открыто движение по ж.-д. линии Кизляр – Сулак Сев.-Кавк. железной дороги.
В центр. части К. в осн. застроен 2–3-этажными каменными домами, характерна прямоугольная планировка. Сохранились: Свято-Никольский храм (заложен в 1795), ныне – на территории Крестовоздвиженского женского мон. (основан в 1736 как мужской, в 1908 преобразован в женский, закрыт в 1918, возрождён в 2006), здания быв. Гор. управы (ныне Краеведч. музей имени уроженца города кн. П. И. Багратиона; основан в 1960), Дворянского собрания (19 в.) и др. Свято-Георгиевский храм (освящён в 2002). Филиалы вузов, в т. ч. Дагестанского гос. технич. ун-та, С.-Петерб. гос. инженерно-экономич. ун-та.
Градообразующее предприятие – «Концерн КЭМЗ» (ведёт историю с 1962; разработка, произ-во, ремонт комплексов наземных средств эксплуатац. контроля летательных аппаратов, бортового оборудования, также выпуск медтехники, с.-х. техники и др.). Среди др. крупных предприятий – «Кизлярский электроаппаратный завод» (низковольтная аппаратура, лифты, лифтовое оборудование и др.), «Кизлярский коньячный завод», вино-коньячный завод «Кизляр», компания «Кизляр» (1998; гражд. холодное и сувенирное оружие). Произ-во мясной, молочной продукции, фруктовых и овощных консервов и др.