Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭПИМЕНИ́Д КРИ́ТСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 411

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ЭПИМЕНИ́Д КРИ́ТСКИЙ (’Επιμενίδης Κρής) (2-я пол. 7 – нач. 6 вв. до н. э.), др.-греч. муд­рец, эпич. по­эт, це­ли­тель-трав­ник; вхо­дил в чис­ло «се­ми муд­ре­цов». Из знат­но­го ро­да, был жре­цом. В древ­но­сти имел сла­ву чу­до­твор­ца, га­да­те­ля (тол­ко­ва­те­ля снов) и «очи­сти­те­ля» (ϰαθαρτής ) – спе­циа­ли­ста по борь­бе с эпи­де­мия­ми. По сви­де­тель­ст­ву Ари­сто­те­ля, Э. К. при­был в Афи­ны на ру­бе­же 7 и 6 вв. до н. э. и «очи­стил» го­род, т. е. ос­та­но­вил эпи­де­мию. Э. К. («со­би­ра­тель ко­рень­ев», &dacia;ριζοτόμος) сто­ит у ис­то­ков др.-греч. трав­ной ме­ди­ци­ны. Со­глас­но ле­ген­де, про­жил 157 лет (по крит­ской вер­сии, 299), из ко­то­рых 57 лет про­спал в пе­ще­ре (от­ра­же­ние куль­то­вой прак­ти­ки ин­ку­ба­ции в свя­ти­ли­ще). Э. К. при­сы­ва­лись со­чи­не­ния, свя­зан­ные с ис­то­ри­ей и ми­фо­ло­ги­ей Кри­та, а так­же эпич. «Тео­го­ния», в под­лин­но­сти ко­то­рой не со­мне­вал­ся Ари­сто­тель (со­хра­ни­лось ок. 10 фраг­мен­тов-ци­тат; но­вая да­ти­ров­ка ок. 600 до н. э. вме­сто нач. 5 в. по Г. Диль­су). В про­эмии к «Тео­го­нии» со­дер­жал­ся рас­сказ Э. К. о том, как во вре­мя про­ро­че­ско­го сна в пе­ще­ре его ду­ша воз­не­слась на Олимп и там бе­се­до­ва­ла с бо­ги­ня­ми Ис­ти­ной (Але­тейя) и Прав­дой (Ди­ке), ко­то­рые от­кры­ли ему про­ис­хо­ж­де­ние ми­ра и бо­гов, а так­же судь­бу душ. На­ча­ло ми­ра опи­сы­ва­ет­ся как Ночь и Ту­ман (Аэр), в ко­то­рых за­ро­ж­да­ют­ся Тар­тар, ми­ро­вое яй­цо (как в ор­фич. тео­го­нии, см. Ор­физм) и два Ти­та­на (воз­мож­но, Не­бо и Зем­ля), от них ро­ж­да­ют­ся ос­таль­ные бо­ги. За­дол­го до пи­фа­го­рей­цев и ор­фи­ков в «Тео­го­нии» Э. К. со­дер­жа­лось уче­ние о бес­мер­тии ду­ши и ре­ин­кар­на­ции.

Изд.: Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker. Leiden, 1954. Tl 3.B. Bd 1–2; Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Из­да­ние подгот. А. В. Ле­бе­дев. М., 1989; Fowler R. L. Early Greek mythography. Oxf., 2000. Vol. 1; Poetae epici Graeci: Testimonia et fragmenta / Ed. A. Bernabé. Berolini; Lip­siae, 2007. Pars 2. Fasc. 3.

Лит.: Epimenide Cretese / Ed. E. Federico, A. Visconti. Napoli, 2001; Ле­бе­дев А. В. «Тео­го­ния» Эпи­ме­ни­да Крит­ско­го и про­ис­хо­ж­де­ние ор­фи­ко-пи­фа­го­рей­ско­го уче­ния о ре­ин­кар­на­ции // Ин­до­ев­ропей­ское язы­ко­зна­ние и клас­си­че­ская фи­ло­ло­гия. СПб., 2015. Т. 19.

Вернуться к началу