ЭПИМЕНИ́Д КРИ́ТСКИЙ (’Επιμενίδης ὁ Κρής) (2-я пол. 7 – нач. 6 вв. до н. э.), др.-греч. мудрец, эпич. поэт, целитель-травник; входил в число «семи мудрецов». Из знатного рода, был жрецом. В древности имел славу чудотворца, гадателя (толкователя снов) и «очистителя» (ϰαθαρτής ) – специалиста по борьбе с эпидемиями. По свидетельству Аристотеля, Э. К. прибыл в Афины на рубеже 7 и 6 вв. до н. э. и «очистил» город, т. е. остановил эпидемию. Э. К. («собиратель кореньев», &dacia;ριζοτόμος) стоит у истоков др.-греч. травной медицины. Согласно легенде, прожил 157 лет (по критской версии, 299), из которых 57 лет проспал в пещере (отражение культовой практики инкубации в святилище). Э. К. присывались сочинения, связанные с историей и мифологией Крита, а также эпич. «Теогония», в подлинности которой не сомневался Аристотель (сохранилось ок. 10 фрагментов-цитат; новая датировка ок. 600 до н. э. вместо нач. 5 в. по Г. Дильсу). В проэмии к «Теогонии» содержался рассказ Э. К. о том, как во время пророческого сна в пещере его душа вознеслась на Олимп и там беседовала с богинями Истиной (Алетейя) и Правдой (Дике), которые открыли ему происхождение мира и богов, а также судьбу душ. Начало мира описывается как Ночь и Туман (Аэр), в которых зарождаются Тартар, мировое яйцо (как в орфич. теогонии, см. Орфизм) и два Титана (возможно, Небо и Земля), от них рождаются остальные боги. Задолго до пифагорейцев и орфиков в «Теогонии» Э. К. содержалось учение о бесмертии души и реинкарнации.