Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭМО́ЦИИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 371-372

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Леонтьев

ЭМО́ЦИИ (от лат. emoveo – вол­но­вать, воз­бу­ж­дать), класс пси­хич. про­цес­сов и со­стоя­ний, от­ра­жаю­щих не­по­сред­ст­вен­ную субъ­ек­тив­ную оцен­ку и пе­ре­жи­ва­ние от­но­ше­ния к разл. объ­ек­там, яв­ле­ни­ям и си­туа­ци­ям (пред­мет­ные Э.) или к жиз­не­дея­тель­но­сти в це­лом (бес­пред­мет­ные Э.). Э. тес­но свя­за­ны с те­лес­ны­ми про­цес­са­ми, в т. ч. дви­га­тель­ны­ми, сек­ре­тор­ны­ми ре­ак­ция­ми, био­хи­мич. и ней­ро­ди­на­мич. про­цес­са­ми в те­ле, моз­ге и нерв­ной сис­те­ме. На пе­ре­жи­ва­ние Э. че­ло­ве­ком влия­ют так­же по­зна­ват. про­цес­сы, в ча­ст­но­сти ин­тер­пре­та­ция и язы­ко­вое обо­зна­че­ние эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний (Э. как «ког­ни­тив­но-аф­фек­тив­но-со­ма­ти­че­ские гиб­ри­ды», Р. Хар­ре, Ве­ли­ко­бри­та­ния). Э. раз­ли­ча­ют­ся по сво­ей ин­тен­сив­но­сти, дли­тель­но­сти и об­щей ди­на­ми­ке про­те­ка­ния, по на­прав­лен­но­сти на оцен­ку слу­чив­ших­ся или лишь пред­вос­хи­щае­мых со­бы­тий.

Э. по­лу­ча­ют вы­ра­же­ние в ми­ми­ке, пан­то­ми­ми­ке, жес­ти­ку­ля­ции и ха­рак­те­ри­сти­ках ре­чи. Ч. Дар­вин, от­ме­чая общ­ность вы­ра­же­ния эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных, под­чёр­ки­вал их при­спо­со­би­тель­ное зна­че­ние для ор­га­низ­ма («Вы­ра­же­ние эмо­ций у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных», 1872). Влия­ние Дар­ви­на про­яви­лось, в ча­ст­но­сти, в т. н. пе­ри­фе­рич. тео­рии эмо­ций У. Джейм­са и Г. Лан­ге (Да­ния), со­глас­но ко­то­рой че­ло­век реа­ги­ру­ет на зна­чи­мые си­туа­ции пре­ж­де все­го вис­це­раль­ны­ми ре­ак­ция­ми – в дви­га­тель­ной сфе­ре (тор­мо­же­ние, дис­ко­ор­ди­на­ция, дви­га­тель­ное пе­ре­воз­бу­ж­де­ние) и осо­бен­но в сфе­ре не­про­из­воль­ных дви­же­ний (в сер­деч­ной дея­тель­но­сти, ва­зо­мо­тор­ных ре­ак­ци­ях, внеш­ней и внутр. сек­ре­ции), а соб­ст­вен­но Э. пред­став­ля­ют со­бой от­ра­же­ние этих те­лес­ных ре­ак­ций: «Мы пла­чем не по­то­му, что мы пе­чаль­ны, на­обо­рот, мы пе­чаль­ны по­то­му, что мы пла­чем». Эта тео­рия по­лу­чи­ла оп­ро­вер­же­ние в ре­зуль­та­те про­ве­дён­ных в сер. 20 в. экс­пе­ри­мен­тов (Ч. С. Шер­ринг­тон, У. Б. Кен­нон, Ф. Бард, США, и др.), ус­та­но­вив­ших, что оди­на­ко­вые вис­це­раль­ные из­ме­не­ния со­от­вет­ст­ву­ют раз­ным эмо­цио­наль­ным и не­эмо­цио­наль­ным со­стоя­ни­ям и что вис­це­раль­ные из­ме­не­ния на­сту­па­ют уже по­сле то­го, как воз­ник­ла Э., а ис­кусств. вы­зы­ва­ние у лю­дей вис­це­раль­ных из­ме­не­ний пу­тём вве­де­ния ад­ре­на­ли­на не вы­зы­ва­ет со­от­вет­ст­вую­щей эмо­ции.

Ис­сле­до­ва­ния моз­го­вых про­цес­сов, ле­жа­щих в ос­но­ве Э., свя­зы­ва­ли их с лим­бич. сис­те­мой, та­ла­му­сом, ре­ти­ку­ляр­ной фор­ма­ци­ей, гип­по­кам­пом и др. Совр. ис­сле­до­ва­ния по­зво­ля­ют го­во­рить об оп­ре­де­ляю­щей ро­ли мин­да­ли­ны (мин­да­ле­вид­но­го те­ла), ги­по­та­ла­му­са, а так­же пре­фрон­таль­ной и син­гу­ляр­ной ко­ры. Био­хи­мич. ос­но­вой Э. вы­сту­па­ют ме­диа­то­ры (ней­ротранс­мит­те­ры) – ве­ще­ст­ва, пе­ре­даю­щие нерв­ные им­пуль­сы от од­но­го ней­ро­на к дру­го­му хи­мич. пу­тём (в их чис­ле се­ро­то­нин, вы­ра­бот­ка ко­то­ро­го свя­за­на с подъ­ё­мом на­строе­ния, до­фа­мин, уча­ст­вую­щий в ре­гу­ля­ции эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния, и эн­дор­фи­ны).

В 20 в. сфор­ми­ро­ва­лись взгля­ды на Э. как сиг­на­лы об­рат­ной свя­зи, иг­раю­щие важ­ную роль в са­мо­ре­гу­ля­ции жиз­не­дея­тель­но­сти. Со­глас­но био­ло­гич. тео­рии эмо­ций П. К. Ано­хи­на, на­пря­же­ние по­треб­но­сти вы­зы­ва­ет от­ри­ца­тель­ные Э., а их удов­ле­тво­ре­ние – по­ло­жи­тель­ные Э. От­ри­ца­тель­ные Э. воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те не­сов­па­де­ния сиг­на­лов, ко­то­рые не­сёт об­рат­ная аф­фе­рен­та­ция, с па­ра­мет­ра­ми ак­цеп­то­ра дей­ст­вия (ожи­да­ния), что де­ла­ет не­об­хо­ди­мым кор­рек­цию по­ве­де­ния; по­ло­жи­тель­ные Э. воз­ни­ка­ют, на­обо­рот, в слу­чае их сов­па­де­ния и под­кре­п­ля­ют дан­ное дей­ст­вие. П. В. Си­мо­нов от­ме­чал важ­ную роль со­от­но­ше­ния не­об­хо­ди­мой и на­лич­ной ин­фор­ма­ции в воз­ник­но­ве­нии раз­ных эмо­ций.

В сер. 20 в. сло­жи­лось пред­став­ле­ние о т. н. ба­зо­вых Э. че­ло­ве­ка – уни­вер­саль­ных не­за­ви­си­мых от куль­ту­ры эмо­цио­наль­ных мо­даль­но­стях, за ка­ж­дой из ко­то­рых мо­жет сто­ять отд. сис­те­ма ре­гу­ля­ции (напр., ра­дость, пе­чаль, страх, гнев, удив­ле­ние, от­вра­ще­ние, ожи­да­ние – в пе­реч­не, пред­ло­жен­ном Р. Пла­че­ком, США, и др.). Про­во­ди­мые при этом мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния внеш­не­го вы­ра­же­ния и опо­зна­ния Э. по­ка­зы­ва­ют, что да­же т. н. низ­шие Э. яв­ля­ют­ся у че­ло­ве­ка про­дук­том куль­тур­но-ис­то­рич. раз­ви­тия.

К чис­лу вы­ра­жен­ных Э., на­ру­шаю­щих нор­маль­ное те­че­ние дея­тель­но­сти, от­но­сят­ся пре­ж­де все­го аф­фек­ты (ино­гда этот тер­мин ис­поль­зу­ют как си­но­ним Э. во­об­ще). Дез­ор­га­ни­зую­щее влия­ние аф­фек­тив­ных ком­плек­сов од­но­вре­мен­но на фи­зио­ло­гич. ре­ак­ции, мо­тор­ную ко­ор­ди­на­цию и ас­со­циа­тив­ные по­ля ле­жит в ос­но­ве совр. ме­то­дов ди­аг­но­сти­ки скры­вае­мых об­стоя­тельств (т. н. де­тек­ция лжи). В сер. 20 в. офор­ми­лось по­ня­тие стрес­са, или об­ще­го адап­та­ци­он­но­го син­дро­ма (Г. Се­лье), изу­че­ние ко­то­ро­го и пси­хо­ло­гич. спо­со­бов сов­ла­да­ния с ним сей­час за­ни­ма­ет центр. ме­сто в ис­сле­до­ва­ни­ях эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний. В по­зи­тив­ной пси­хо­ло­гии уси­ли­лось вни­ма­ние к по­ло­жи­тель­ным Э. (ра­дость, пе­ре­жи­ва­ние «по­то­ка» и т. п.) как пред­по­сыл­кам ус­пе­ха и бла­го­по­лу­чия.

При­жиз­нен­ное раз­ви­тие Э. че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся в их диф­фе­рен­циа­ции, ус­лож­не­нии, от­де­ле­нии от те­лес­ных ре­ак­ций и со­еди­не­нии с по­зна­ват. про­цес­са­ми («един­ст­во аф­фек­та и ин­тел­лек­та» – Л. С. Вы­гот­ский). Спо­соб­ность че­ло­ве­ка кон­тро­ли­ро­вать свои Э. вы­ра­жа­ет­ся по­ня­тия­ми эмо­цио­наль­ной ком­пе­тент­но­сти и эмо­цио­наль­но­го ин­тел­лек­та (Дж. Май­ер, Д. Ка­ру­зо, П. Са­ло­вей, все – США), вклю­чаю­ще­го в се­бя опо­зна­ние, ис­поль­зо­ва­ние, по­ни­ма­ние Э. и управ­ле­ние эмо­ция­ми.

Лит.: Изард К. Э. Пси­хо­ло­гия эмо­ций. СПб., 2006; Пси­хо­ло­гия эмо­ций / Авт.-сост. В. Ви­лю­нас. М. [и др.], 2007; Пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции и эмо­ций: Хре­сто­ма­тия / Под ред. Ю. Б. Гип­пен­рей­тер, М. В. Фа­лик­ман. М., 2009; Бре­слав Г. М. Пси­хо­ло­гия эмо­ций. М., 2016. См. так­же лит. при ст. Стресс.

Вернуться к началу