Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЭНЬЯ́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 167-168

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Самбурова
Шэньян. Панорама города.

ШЭНЬЯ́Н, го­род суб­про­вин­ци­аль­но­го зна­че­ния, круп­ней­ший на Се­ве­ро-Вос­то­ке Ки­тая, адм. центр пров. Ляо­нин, центр ис­то­рич. обл. Мань­чжу­рия. Нас. 8291 тыс. чел. (2015), в т. ч. го­род­ское 5299 тыс. чел. Со­сто­ит из 10 гор. рай­онов, 1 го­ро­да-спут­ни­ка уезд­но­го уров­ня и 2 сель­ских уез­дов. Рас­по­ло­жен в центр. час­ти про­вин­ции, на р. Хунь­хэ; с вос­то­ка к го­ро­ду при­мы­ка­ют Мань­чжу­ро-Ко­рей­ские го­ры (Чан­бай­шань). Узел ав­то­мо­биль­ных (ок­ру­жён 3 коль­це­вы­ми ма­ги­ст­ра­ля­ми) и же­лез­ных [2 ж.-д. во­кза­ла; вы­со­ко­ско­ро­ст­ное ж.-д. со­об­ще­ние с Циньху­ан­дао (2003), Да­ля­нем, Чан­чу­нем и Хар­би­ном (2012)] до­рог. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Тао­сянь (1989; в 20 км к югу от цен­тра Ш.; 12,7 млн. пас­са­жи­ров, 2015). Мет­ро­по­ли­тен (2010). Ско­ро­ст­ной трам­вай (2013; ве­дёт ис­то­рию с 1925).

Воз­ник во 2 в. до н. э. как Хо­учэн. В 8–13 вв. н. э. из­вес­тен под назв. Шэнь­чжоу, совр. назв. упот­реб­ля­ет­ся с пе­рио­да прав­ле­ния ди­на­стии Юань (13–14 вв.). В 1621 за­хва­чен мань­чжу­ра­ми, в 1625–44 сто­ли­ца маньч. гос-ва, до 1911 вто­рая сто­ли­ца Ки­тая (см. Мук­ден­ский двор­цо­во-ме­мо­ри­аль­ный ком­плекс). В 1625–1948 но­сил маньч. назв. Мук­ден. 18.9.1931 за­хва­чен япон. вой­ска­ми. Ос­во­бо­ж­дён сов. Крас­ной Ар­ми­ей 20.8.1945, в кон. 1948 пе­ре­шёл под кон­троль На­род­но-ос­во­бо­ди­тель­ной ар­мии Ки­тая. В 1950-е гг. на­ча­лась бур­ная ин­ду­ст­риа­ли­за­ция. В 1953 по­лу­чил ста­тус го­ро­да центр. под­чи­не­ния, но в 1954 по­те­рял его, став гор. ок­ру­гом и адм. цен­тром пров. Ляо­нин. В кон. 1980-х – 1990-е гг. тя­жё­лая пром-сть пе­ре­жи­ла глу­бо­кий спад, мн. за­во­ды бы­ли за­кры­ты. Эко­но­ми­ка ре­ст­рук­ту­ри­зи­ро­ва­на в 2000-е гг. в со­от­вет­ст­вии с реа­ли­за­ци­ей про­грам­мы «Воз­ро­ж­де­ние Се­ве­ро-Вос­то­ка».

Сре­ди дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: па­го­да Са­жи­жа (1044; пе­ре­строе­на в 1641), 4 па­го­ды по сто­ро­нам све­та (1643; Юж­ная, Вос­точ­ная и Се­вер­ная вос­ста­нов­ле­ны в 1980-е гг., За­пад­ная сне­се­на в 1968 и вос­соз­да­на в 1998), Мук­ден­ский двор­цо­во-ме­мо­ри­аль­ный ком­плекс (вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), буд­дий­ские хра­мы Чанъ­ань (1487), Да­фо (Бао­ань; ос­но­ван при ди­на­стии Тан, вос­ста­нов­лен в 1614), Ши­шэн (1636), Прадж­на (Бань­жо; 1684; все пе­ре­строе­ны), Юж. ме­четь (17–19 вв.), ка­то­лич. со­бор Св. Серд­ца Хри­сто­ва в сти­ле нео­го­ти­ки (Нань­гу­ань; 1912), пл. Чжун­шань (1969–70) с па­мят­ни­ком Мао Цзэ­ду­ну (1970; выс. 18 м, один из са­мых вы­со­ких в Ки­тае), вы­сот­ные зда­ния (в т. ч. баш­ня № 2 ком­плек­са «Forum 66», 2015, ар­хит. бю­ро «Kohn Pedersen Fox»; выс. 350 м – са­мое вы­со­кое зда­ние Ш.) и те­ле­баш­ня (1989; выс. 305,5 м).

Шэнь­ян­ское от­де­ле­ние Кит. АН (1978). Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – ин-ты Кит. АН: ис­сле­до­ва­ния ме­тал­лов (1953), при­клад­ной эко­ло­гии (1954), ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий (1956), ав­то­ма­ти­за­ции (1958), а так­же Ин-т про­ек­ти­ро­ва­ния са­мо­лётов и НИИ авиац. дви­га­те­лей (оба 1961). Ве­ду­щие ун-ты: Шэнь­ян­ский (1906), Сев.-Вос­точ­ный (1923), Кит. ме­ди­цин­ский (1931; в Ш. с 1948), фар­ма­цев­ти­че­ский (1931), Ляо­нин­ский, ар­хи­тек­тур­ный (оба 1948), тех­но­ло­гич. (1949), пе­да­го­гич. (1951), с.-х., хи­мич. тех­но­ло­гий, аэ­ро­кос­мич. (все три 1952), Ляо­нин­ский тра­диц. кит. ме­ди­ци­ны (1958) и др. Кон­сер­ва­то­рия. Б-ка пров. Ляо­нин (1947). Ар­хив пров. Ляо­нин. Му­зеи: пров. Ляо­нин (ис­то­ри­ко-ху­до­же­ст­вен­ный, 1949; круп­ней­ший в Сев.-Вост. Ки­тае), 18 сен­тяб­ря (япон. аг­рес­сии; 1999), ло­ко­мо­ти­вов и па­ро­во­зов (2002), кит. пром-сти, нау­ки и тех­но­ло­гий (с 2015 в но­вом зда­нии), авиа­ции и др. Ляо­нин­ские те­ат­ры: Чун­ва (1971), Боль­шой (2002; оба – пло­щад­ки для вы­сту­п­ле­ния ве­ду­щих те­ат­раль­ных трупп и муз. кол­лек­ти­вов). Ляо­нин­ская ба­лет­ная труп­па (1980). Ляо­нин­ский ан­самбль пес­ни и пля­ски. Бо­та­нич. сад (1959; с 2006 по­сле про­ве­де­ния Кит. ме­ж­дунар. вы­став­ки са­до­вод­ст­ва из­вес­тен как Ме­ж­ду­нар. вы­ста­воч­ный сад). Зоо­парк (1989). Гор. парк «Бэй­лин» (1927). Нац. се­ло ман­чьжу­ров.

Фут­боль­ный клуб «Ляо­нин Хунъ­юнь» (1953; с 1994 проф.). Сре­ди спор­тив­ных со­ору­же­ний – мно­го­функ­цио­наль­ный ста­ди­он «Ули­хэ» (1989; 65 тыс. мест), фут­боль­ный Олим­пий­ский ста­ди­он (2007; 60 тыс. мест; про­во­ди­лись мат­чи лет­них XXIX Олим­пий­ских игр 2008). Конь­ко­беж­ный ка­ток (1999). Ме­ж­ду­нар. центр шах­мат.

Круп­ней­ший эко­но­мич. центр Сев.-Вост. Ки­тая, один из ве­ду­щих в стра­не. ВРП 117,3 млрд. долл. (2015). По­ло­же­ние го­ро­да в ста­ро­про­мыш­лен­ном райо­не обу­сло­ви­ло срав­ни­тель­но низ­кие тем­пы рос­та ВРП (3,5%, 2015). Струк­ту­ра ВРП (%, 2015): пром-сть и строи­тель­ст­во 48,1, сфе­ра ус­луг 47,2, сель­ское и лес­ное хо­зяй­ст­во 4,7.

Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти: ма­ши­но­строе­ние, хи­мич. и цвет­ная ме­тал­лур­гия. Центр Шэнь­ян­ской эко­но­мич. зо­ны (вклю­ча­ет го­ро­да Те­лин, Фу­шунь, Бэнь­си, Ань­шань, Ин­коу и Фу­синь). Сре­ди гл. пред­при­ятий ма­ши­но­строе­ния – за­во­ды ком­па­ний «BMW Brilliance Automotive» (со­вме­ст­ное пред­при­ятие «Brilliance Auto Group» и герм. BMW; произ-во лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей клас­са «люкс»), «Shanghai GM (Shenyang) Bei­sheng Motors» (со­вме­ст­ное пред­при­ятие «Shanghai Automotive Industry Corp.» и амер. GMC; лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли марок «Buick» и «Chevrolet»), ка­над. «Mag­na International», япон. «Hino Mo­tors», амер. «Lear Corporation», герм. «Lemförder» (все че­ты­ре – ав­то­ком­плек­тую­щие), «Shenyang NSK Precision Co.» (сов­мест­ное с япон. NSK), «Shanghai Huachen Bearing Technology Co.» (оба – под­шип­ни­ки), «Shenyang Aircraft Cor­po­ration» (гражд. и во­ен. са­мо­лё­ты, в т. ч. биз­нес-клас­са мар­ки «Cessna»), «She­ny­ang Machine Tool (Group) Co.» (ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щее обо­ру­до­ва­ние; круп­ней­шая про­филь­ная ком­па­ния в стра­не), «Shenyang Blower Works Group» (ком­прес­со­ры), «Tebian Electric Apparatus Stock Co.» (транс­фор­ма­то­ры), «GE & HE Wind Power (Shenyang) Co.» (со­вме­ст­ное с амер. GE; вет­ро­энер­го­ге­не­ра­то­ры).

Хи­мич. пром-сть пред­став­ле­на вы­пус­ком про­дук­ции глу­бо­кой пе­ре­ра­бот­ки неф­ти (пред­при­ятия ком­па­ний «She­ny­ang Chemical Co.» и «Shenyang Chemical Industry Co.»), шин (япон. «Bridgestone Corporation» и франц. «Michelin») и фар­ма­цев­тич. пре­па­ра­тов («Northeast Pharmaceutical Group Co.», «Shenyang Tonglian Pharmaceutical Co.» и япон. «Astellas Pharma»), цвет­ная ме­тал­лур­гия – ра­фи­ни­ров. ме­ди, се­реб­ра, зо­ло­та («Shenyang Lianli Copper Co.») и алю­ми­ние­вых про­фи­лей («Shenyang To­shine Aluminum Co.»). Др. от­рас­ли пром-сти: це­мент­ная, сте­коль­ная, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная, по­ли­гра­фи­че­ская, лёг­кая и пи­ще­вку­со­вая.

Ве­ду­щие сек­то­ра сфе­ры ус­луг: адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги, ту­ри­стич. биз­нес и об­слу­жи­ва­ние во­ен. объ­ек­тов. В Ш. ба­зи­ру­ют­ся штаб-квар­ти­ры ком­па­нии «Neusoft Cor­poration» (раз­ра­бот­ка про­грамм­но­го обес­пе­че­ния) и ком­мерч. бан­ка Shengjing Bank, штаб и центр ло­ги­стич. под­держ­ки Сев. зо­ны во­ен. ко­ман­до­ва­ния Нар.-ос­во­бо­дит. ар­мии Ки­тая, а так­же ба­зы ВВС «Бэй­лин» и «Юй­хун». В 2015 го­род по­се­ти­ли 650 тыс. иностр. ту­ри­стов. Дей­ст­ву­ют неск. зон раз­ви­тия: фи­нан­со­во-тор­го­вая (1992), эко­но­ми­ко-тех­но­ло­ги­че­ская и вы­со­ких тех­но­ло­гий (обе 1988) и др.

Вернуться к началу