«ШУ ЦЗИН» («Канон записей»), или «Шан шу» («Древние записи»), один из наиболее значимых для кит. культуры древних письменных памятников. Входит в «У цзин» («Пятиканоние») и «Ши сань цзин» («Тринадцатиканоние»). Наряду с «Каноном стихов» («Ши цзин»), «Шу ц.» является одним из древнейших письм. сводов Древнего Китая. До 1905 «Шу ц.» являлся неотъемлемой частью гос. экзаменационной системы (см. Кэцзюй). Состоит из четырёх частей: «Юй-шу» («Записи [времён Шуня из] Юй») – 5 глав и «Ся шу» («Записи [гос-ва] Ся») – 4 главы представляют собой историзованные мифы, главными героями которых являются первопредки Яо, Шунь (см. У ди), а также Юй и его потомки; «Шан шу» («Записи [гос-ва] Шан») – 11 глав и «Чжоу шу» («Записи [гос-ва] Чжоу»), хронологически доходит до правления циньского Му-гуна (659–621) – 30 глав. При данной разбивке памятник состоит из 50 глав, однако поскольку 3 главы шанского раздела и 1 глава чжоуского раздела подразделяются на три части, то в историографии можно встретить указания на 58 глав. Отбор и редактирование глав «Шу ц.» традиция приписывает Конфуцию, однако сведений, подтверждающих эту версию, не имеется.
Относительно времени записи отд. глав памятника в историографии есть множество теорий: некоторые главы исследователи датируют периодом до 12 в. до н. э. (что сомнительно); часть чжоуских глав по времени создания относят к Зап. Чжоу; ряд глав («Юй гун», «Хун фань», «Люй син») относят к периоду Чжаньго. Изучение лексико-грамматич. особенностей текстов «Шу ц.» позволяет утверждать, что главы 2–4-й частей были записаны в период со 2-й пол. 8 в. до кон. 7 в., запись глав 1-й части можно отнести к 6 в. Вероятнее всего, начало создания сборника было положено в первые годы периода Чуньцю, после ослабления власти чжоуских ванов и поспешного переноса столицы в Лоян; не исключено, что создание «Шу ц.» было обусловлено необходимостью восстановления утраченных при бегстве литургич. текстов. В этой связи много внимания в текстах было уделено теме сакральности власти чжоуского вана; другие осн. темы: описание принципов управления государством и идеологемы «небесного повеления» тянь мин, оправдывающей насильственное смещение с престола утратившего добродетель правителя.
Подавляющее большинство глав «Шу ц.» составляют речи, приписываемые как реальным правителям и их сановникам, так и мифологич. фигурам. Содержание глав и обстоятельства произнесения зафиксированных в них речей позволяют распределить их по следующим жанрам: дянь («установления [предков]»), мо («рассуждения [об управлении гос-вом]»), гао («обращение»), мин («повеление»), ши («речь [перед сражением]»), сюнь («наставление»). Нехарактерными по жанру для «Шу ц.» главами являются: «Юй гун» – «Труды Юя» (географич. описание земель и населения бассейна р. Хуанхэ и сев. части бассейна р. Янцзы) и «Хун фань» – «Великий план» (описание осн. принципов управления и закономерностей природных явлений). Особенности содержания и стиль изложения позволяют отнести эти главы к жанру трактатов.
Вероятно, в период Чжаньго были также созданы «Предисловия к записям» – «Шу-сюй» (набор кратких аннотаций к имеющимся и считающимся утраченными главам «Шу ц.», систематизирующий, дополняющий и поясняющий их содержание).
Согласно версии традиц. кит. каноноведения, в 213 до н. э. по приказу Цинь Шихуанди «Шу ц.» подвергся уничтожению вместе с др. конфуцианскими текстами и впоследствии был «восстановлен» в двух версиях: краткой – «цзинь-вэнь» («современные письмена») и полной «гу-вэнь» («древние письмена»), включающей в себя ещё ряд глав, помимо глав версии «цзинь-вэнь». В период унификации канонов для их использования в системе образования в 175 н. э. семь конфуцианских книг, включая «Шу ц.» версии «цзинь-вэнь», были высечены на каменных стелах и установлены у входа в гос. уч-ще Тайсюэ в г. Лоян (вскоре почти полностью утраченных, как и следующая версия каменных канонов, изготовленная в 241 в Вэй). Дошедший до наших дней вариант «Шу ц.» восходит к тексту памятника, высеченному по приказу имп. Вэнь-цзуна (827–840) на каменных стелах в 833–837.
Представители традиц. каноноведения считают дополнит. главы, входящие в версию «гу-вэнь», созданными в 4 в. н. э., однако наличие многочисл. цитат из этих глав в памятниках периода Чжаньго ставит это утверждение под сомнение.
«Шу ц.» существует в переводах на рус. язык (неполный Н. Я. Бичурина, 1822; переводы отд. глав С. М. Георгиевского, Л. Д. Позднеевой, А. Г. Владыкина, С. И. Кучеры, А. М. Карапетьянца, М. В. Крюкова, Т. В. Степугиной; полный перевод В. М. Майорова, 2014).