Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ШУ ЦЗИН»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 163

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. С. Попова

«ШУ ЦЗИН» («Ка­нон за­пи­сей»), или «Шан шу» («Древ­ние за­пи­си»), один из наи­бо­лее зна­чи­мых для кит. куль­ту­ры древ­них пись­мен­ных па­мят­ни­ков. Вхо­дит в «У цзин» («Пя­ти­ка­но­ние») и «Ши сань цзин» («Три­на­дца­ти­ка­но­ние»). На­ря­ду с «Ка­но­ном сти­хов» («Ши цзин»), «Шу ц.» яв­ля­ет­ся од­ним из древ­ней­ших письм. сво­дов Древ­не­го Ки­тая. До 1905 «Шу ц.» яв­лял­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью гос. эк­за­ме­на­ци­он­ной сис­те­мы (см. Кэц­зюй). Со­сто­ит из че­ты­рёх час­тей: «Юй-шу» («За­пи­си [вре­мён Шу­ня из] Юй») – 5 глав и «Ся шу» («За­пи­си [гос-ва] Ся») – 4 гла­вы пред­став­ля­ют со­бой ис­то­ри­зо­ван­ные ми­фы, глав­ны­ми ге­роя­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся пер­во­пред­ки Яо, Шунь (см. У ди), а так­же Юй и его по­том­ки; «Шан шу» («За­пи­си [гос-ва] Шан») – 11 глав и «Чжоу шу» («За­пи­си [гос-ва] Чжоу»), хро­но­ло­ги­чес­ки до­хо­дит до прав­ле­ния цинь­ско­го Му-гу­на (659–621) – 30 глав. При дан­ной раз­бив­ке памят­ник со­сто­ит из 50 глав, од­на­ко по­сколь­ку 3 гла­вы шан­ско­го раз­де­ла и 1 гла­ва чжоу­ско­го раз­де­ла под­раз­де­ля­ют­ся на три час­ти, то в ис­то­рио­гра­фии мож­но встре­тить ука­за­ния на 58 глав. От­бор и ре­дак­ти­ро­ва­ние глав «Шу ц.» тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет Кон­фу­цию, од­на­ко све­де­ний, под­твер­ждаю­щих эту вер­сию, не име­ет­ся.

От­но­си­тель­но вре­ме­ни за­пи­си отд. глав па­мят­ни­ка в ис­то­рио­гра­фии есть мно­же­ст­во тео­рий: не­ко­то­рые гла­вы ис­сле­до­ва­те­ли да­ти­ру­ют пе­рио­дом до 12 в. до н. э. (что со­мни­тель­но); часть чжоу­ских глав по вре­ме­ни соз­да­ния от­но­сят к Зап. Чжоу; ряд глав («Юй гун», «Хун фань», «Люй син») от­но­сят к пе­рио­ду Чжань­го. Изу­че­ние лек­си­ко-грам­ма­тич. осо­бен­но­стей тек­стов «Шу ц.» по­зво­ля­ет ут­вер­ждать, что гла­вы 2–4-й час­тей бы­ли за­пи­са­ны в пе­ри­од со 2-й пол. 8 в. до кон. 7 в., за­пись глав 1-й час­ти мож­но от­не­сти к 6 в. Ве­ро­ят­нее все­го, на­ча­ло соз­да­ния сбор­ни­ка бы­ло по­ло­же­но в пер­вые го­ды пе­рио­да Чунь­цю, по­сле ос­лаб­ле­ния вла­сти чжоу­ских ва­нов и по­спеш­но­го пе­ре­но­са сто­ли­цы в Ло­ян; не ис­клю­че­но, что соз­да­ние «Шу ц.» бы­ло обус­лов­ле­но не­об­хо­ди­мо­стью вос­ста­нов­ле­ния ут­ра­чен­ных при бег­ст­ве ли­тур­гич. тек­стов. В этой свя­зи мно­го вни­ма­ния в тек­стах бы­ло уде­ле­но те­ме са­краль­но­сти вла­сти чжоу­ско­го ва­на; дру­гие осн. те­мы: опи­са­ние прин­ци­пов управ­ле­ния го­су­дар­ст­вом и идео­ло­ге­мы «не­бес­но­го по­ве­ле­ния» тянь мин, оп­рав­ды­ваю­щей на­силь­ст­вен­ное сме­ще­ние с пре­сто­ла ут­ра­тив­ше­го доб­ро­де­тель пра­ви­те­ля.

По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во глав «Шу ц.» со­став­ля­ют ре­чи, при­пи­сы­вае­мые как ре­аль­ным пра­ви­те­лям и их са­нов­ни­кам, так и ми­фо­ло­гич. фи­гу­рам. Со­дер­жа­ние глав и об­стоя­тель­ст­ва про­из­не­се­ния за­фик­си­ро­ван­ных в них ре­чей по­зво­ля­ют рас­пре­де­лить их по сле­дую­щим жан­рам: дянь («ус­та­нов­ле­ния [пред­ков]»), мо («рас­су­ж­де­ния [об управ­ле­нии гос-вом]»), гао («об­ра­ще­ние»), мин («по­ве­ле­ние»), ши («речь [пе­ред сра­же­ни­ем]»), сюнь («на­став­ле­ние»). Не­ха­рак­тер­ны­ми по жан­ру для «Шу ц.» гла­ва­ми яв­ля­ют­ся: «Юй гун» – «Тру­ды Юя» (гео­гра­фич. опи­са­ние зе­мель и на­се­ле­ния бас­сей­на р. Ху­ан­хэ и сев. час­ти бас­сей­на р. Янц­зы) и «Хун фань» – «Ве­ли­кий план» (опи­са­ние осн. прин­ци­пов управ­ле­ния и за­ко­но­мер­но­стей при­род­ных яв­ле­ний). Осо­бен­но­сти со­дер­жа­ния и стиль из­ло­же­ния по­зво­ля­ют от­не­сти эти гла­вы к жан­ру трак­та­тов.

Ве­ро­ят­но, в пе­ри­од Чжань­го бы­ли так­же соз­да­ны «Пре­ди­сло­вия к за­пи­сям» – «Шу-сюй» (на­бор крат­ких ан­но­та­ций к имею­щим­ся и счи­таю­щим­ся ут­ра­чен­ны­ми гла­вам «Шу ц.», сис­те­ма­ти­зи­рую­щий, до­пол­няю­щий и по­яс­няю­щий их со­дер­жа­ние).

Со­глас­но вер­сии тра­диц. кит. ка­но­но­ве­де­ния, в 213 до н. э. по при­ка­зу Цинь Шиху­ан­ди «Шу ц.» под­верг­ся унич­то­же­нию вме­сте с др. кон­фу­ци­ан­ски­ми тек­ста­ми и впо­след­ст­вии был «вос­ста­нов­лен» в двух вер­си­ях: крат­кой – «цзинь-вэнь» («сов­ре­мен­ные пись­ме­на») и пол­ной «гу-вэнь» («древ­ние пись­ме­на»), вклю­чаю­щей в се­бя ещё ряд глав, по­ми­мо глав вер­сии «цзинь-вэнь». В пе­ри­од уни­фи­ка­ции ка­но­нов для их ис­поль­зо­ва­ния в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния в 175 н. э. семь кон­фу­ци­ан­ских книг, вклю­чая «Шу ц.» вер­сии «цзинь-вэнь», бы­ли вы­се­че­ны на ка­мен­ных сте­лах и ус­та­нов­ле­ны у вхо­да в гос. уч-ще Тай­сюэ в г. Ло­ян (вско­ре поч­ти пол­но­стью ут­ра­чен­ных, как и сле­дую­щая вер­сия ка­мен­ных ка­но­нов, из­го­тов­лен­ная в 241 в Вэй). До­шед­ший до на­ших дней ва­ри­ант «Шу ц.» вос­хо­дит к тек­сту па­мят­ни­ка, вы­се­чен­но­му по при­ка­зу имп. Вэнь-цзу­на (827–840) на ка­мен­ных сте­лах в 833–837.

Пред­ста­ви­те­ли тра­диц. ка­но­но­ве­де­ния счи­та­ют до­пол­нит. гла­вы, вхо­дя­щие в вер­сию «гу-вэнь», соз­дан­ны­ми в 4 в. н. э., од­на­ко на­ли­чие мно­го­числ. ци­тат из этих глав в па­мят­ни­ках пе­рио­да Чжань­го ста­вит это ут­вер­жде­ние под со­мне­ние.

«Шу ц.» су­ще­ст­ву­ет в пе­ре­во­дах на рус. язык (не­пол­ный Н. Я. Би­чу­ри­на, 1822; пе­ре­во­ды отд. глав С. М. Ге­ор­ги­ев­ско­го, Л. Д. Позд­нее­вой, А. Г. Вла­ды­ки­на, С. И. Ку­че­ры, А. М. Ка­ра­петь­ян­ца, М. В. Крю­ко­ва, Т. В. Сте­пу­ги­ной; пол­ный пе­ре­вод В. М. Май­о­ро­ва, 2014).

Лит.: Karlgren B. The Book of documents. [Stockh.], 1950; idem. Glosses on the Book of documents. Stockh., 1970; Shaughnessy E. L. Shang shu (Shu ching) // Early Chinese texts. A bibliographical guide. Berk., 1993; По­по­ва Г. С. Шу цзин // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая: эн­цик­ло­пе­дия. М., 2009. Т. 4; Чти­мая кни­га: древ­не­ки­тай­ские тек­сты и пе­ре­вод «Шан шу» («Шу цзин») и «Ма­ло­го пре­ди­сло­вия» («Шу сюй»). М., 2014; Origins of Chinese po­litical philosophy: Studies in the composition and thought of the Shangshu (Classic of docu­ments). Leiden, 2017.

Вернуться к началу