Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАЛЛА́ДЖ АБУ-ЛЬ-МУГИС АЛЬ-ХУСАЙН ИБН МАНСУР АЛЬ-ХАЛЛАДЖ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 730-731

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Башарин

ХАЛЛА́ДЖ, Абу-ль-Му­гис аль-Ху­сайн ибн Ман­сур аль-Хал­ладж (858, Тур, Юж. Иран – 26.3.922, Ба­гдад), му­сульм. мис­тик, пред­ста­ви­тель экс­та­ти­че­ско­го су­физ­ма. Учил­ся у Сах­ля ат-Тус­та­ри (ум. 896) и Ам­ра аль-Мак­ки (ум. 908). Об­ре­тя из­вест­ность, ре­шил­ся на от­кры­тую про­по­ведь, вы­звав­шую не­при­ятие су­фий­ских шей­хов. Х. при­люд­но по­рвал с ни­ми и от­пра­вил­ся в 5-лет­нее стран­ст­вие по Хо­ра­са­ну, Ху­зе­ста­ну (Ху­зи­ста­ну) и Ма­ве­ран­нах­ру. По­сле воз­вра­ще­ния су­фий­ские на­став­ни­ки об­ви­ни­ли его в свя­зи с джин­на­ми, раз­гла­ше­нии бо­же­ст­вен­ных тайн, шар­ла­тан­ст­ве. Х. со­вер­шил 2-е пу­те­ше­ст­вие в Ин­дию и Тур­ке­стан, где об­рёл мно­же­ст­во но­вых сто­рон­ни­ков. Вер­нув­шись, стал про­по­ве­до­вать сре­ди про­сто­на­ро­дья, ко­то­рое ви­де­ло в нём мес­сию (мах­ди). Его са­мым зна­ме­ни­тым вы­ра­же­ни­ем это­го пе­рио­да ста­ло из­ре­че­ние «Я – Ис­тин­ный Бог». В 913 аре­сто­ван в г. Сус, в Ах­ва­зе, и от­прав­лен в Ба­гдад. Об­ви­нён в свя­зях с кар­ма­та­ми, в 922 осу­ж­дён на смерть и под­верг­нут му­чи­тель­ной каз­ни че­рез чет­вер­то­ва­ние.

Из со­чи­не­ний пол­но­стью со­хра­нил­ся «Сад зна­ния» («Ки­таб ат-Та­ва­син»), дру­гие дош­ли во фраг­мен­тах. Осо­бой из­вест­но­стью поль­зо­ва­лись его сти­хи. Х. раз­вил ори­ги­наль­ную кон­цеп­цию, центр. иде­ей ко­то­рой ста­ло еди­не­ние с Бо­гом. Че­рез пред­ва­ри­тель­ное очи­щение су­фий дол­жен из­ба­вить­ся от че­ло­ве­че­ских, твар­ных ка­честв, от­ри­нув все зем­ные при­вя­зан­но­сти. В ре­зуль­та­те в че­ло­ве­ке об­на­ру­жи­ва­ет­ся час­ти­ца Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды (ла­хут), Бо­же­ст­вен­ное Я, ко­то­рое яв­ля­ет­ся ду­хом, по­ме­щён­ным в че­ло­ве­че­скую при­ро­ду (на­сут). В ре­зуль­та­те вос­со­еди­не­ния это­го Я с Бо­гом че­ло­ве­че­ское Я гиб­нет и на­сту­па­ет со­стоя­ние еди­не­ния. Это со­стоя­ние дос­ти­га­ет­ся че­рез стра­ст­ную лю­бовь к Бо­гу. Речь мис­ти­ка транс­фор­ми­ру­ет­ся, и он на­чи­на­ет вы­ра­жать свою мысль в экс­прес­сив­ных ре­че­ни­ях (шат­хи­ят). Этот язык яв­ля­ет­ся ис­тин­ным язы­ком об­ще­ния с Бо­гом. Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ло так­же уче­ние Х. об оп­рав­да­нии Иб­ли­са, ко­то­рый, ис­по­ве­дуя Бо­же­ст­вен­ное един­ст­во (тау­хид), не стал по­кло­нять­ся со­тво­рён­но­му из пра­ха Ада­му.

По­сле каз­ни Х. уме­рен­ный и экс­та­тич. су­физм окон­ча­тель­но ра­зо­шлись. Идеи по­след­не­го час­то ста­но­ви­лись объ­ек­том кри­ти­ки со сто­ро­ны тра­ди­цио­на­ли­стов. Оп­по­нен­ты об­ви­ня­ли су­фия в уче­нии о во­пло­ще­нии Бо­га в че­ло­ве­ке (ху­луль). На за­па­де му­сульм. ми­ра идеи Х. бы­ли реа­би­ли­ти­ро­ва­ны аль-Га­за­ли и по­слу­жи­ли фун­да­мен­том док­три­ны вах­дат аль-вуд­жуд Ибн аль-Ара­би. На вос­то­ке они поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью сре­ди вид­ных су­фи­ев и мыс­ли­те­лей (Ат­тар, Ру­ми, На­сир ад-Дин ат-Ту­си и др.). Там же сре­ди су­фий­ских братств Х. стал счи­тать­ся свя­тым.

Соч.: Ки­таб ат-Та­ва­син. Сад зна­ния. М., 2010.

Лит.: Massignon L. La passion d’al-Hosayn ibn Mansour al-Hallaj, martyr mystique de l’Islam exécuté а̀ Bagdad le 26 mars 922. P., 1922. Vol. 1–2; Кныш А. Д. Му­суль­ман­ский мис­ти­цизм: крат­кая ис­то­рия. М.; СПб., 2004; Шим­мель А. Мир ис­лам­ско­го мис­ти­циз­ма. 2-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу