Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИ́ННЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 403-404

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Шлыгина

ФИ́ННЫ (са­мо­на­зва­ние – suomalaiset), 1) гра­ж­да­не Фин­лян­дии; 2) фин­но-угор­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Фин­лян­дии. Чис­лен­ность 4,9 млн. чел. (2014, по дан­ным Ста­ти­стич. цент­ра). Жи­вут так­же в Шве­ции (св. 400 тыс. ко­рен­ных Ф., в осн. на вос­то­ке – 2012, пе­ре­пись; 674,9 тыс. им­ми­гран­тов из Фин­лян­дии и их по­том­ков – 2008, пе­ре­пись), США (623,5 тыс. чел. фин. про­ис­хо­ж­де­ния – 2000, пе­ре­пись), Ка­на­де (131 тыс. чел., из них 73 тыс. чел. в пров. Он­та­рио – 2006, пе­ре­пись), Рос­сии (20,3 тыс. чел., в т. ч. в Ка­ре­лии 8,6 тыс. чел., Ле­нингр. обл. 4,4 тыс. чел., С.-Пе­тер­бур­ге 2,6 тыс. чел.; фин­на­ми-ин­гер­ман­ланд­ца­ми на­зва­ли се­бя 0,4 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись) и др. Го­во­рят на фин. язы­ке. Ве­рую­щие в осн. лю­те­ра­не, есть мо­рав­ские бра­тья (с 1730-х гг.), еван­ге­ли­сты (с 1840-х гг.), ме­то­ди­сты, бап­ти­сты и др., на вос­то­ке име­ют­ся пра­во­слав­ные.

Пред­ки Ф. – при­бал­тий­ско-фин. пле­ме­на, рас­се­лив­шие­ся по Фин­лян­дии во 2–1-м тыс. до н. э. и вы­тес­нив­шие ме­ст­ное на­се­ле­ние (в т. ч. пред­ков саа­мов). В сред­ние ве­ка вы­де­ля­ют­ся пле­ме­на суо­ми (сумь др.-рус. ис­точ­ни­ков) на юго-за­па­де, хя­ме (др.-рус. емь) в Центр. Фин­лян­дии и са­во на вос­то­ке. Для зап. Ф. ха­рак­тер­ны свя­зи со Скан­ди­на­ви­ей, для вос­точ­ных – с При­ла­дожь­ем и Верх­ним По­вол­жь­ем. До кон. 19 в. в с. х-ве пре­об­ла­да­ло зем­ле­де­лие (рожь, яч­мень и др.; до 2-й пол. 19 в. со­хра­ня­лось под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие, осо­бен­но на вос­то­ке; с 20 в. вы­ра­щи­ва­ют в осн. кар­то­фель, ово­щи, кор­мо­вые куль­ту­ры), с кон. 19 в. ве­ду­щи­ми ста­но­вят­ся мо­лоч­ное жи­вот­но­вод­ст­во (ко­ро­вы фин­ской по­ро­ды и айр­шир­ской по­ро­ды), пти­це­вод­ст­во. Тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты лес­ные про­мыс­лы, ры­бо­лов­ст­во. Кре­сть­ян­ские по­се­ле­ния на за­па­де до 16–17 вв. ку­че­вой пла­ни­ров­ки, за­тем – ху­то­ра, на вос­то­ке – од­но­двор­ки. Усадь­ба со­сто­ит из жи­ло­го до­ма, ри­ги (рии­хи), кле­ти (айт­та), ба­ни (сау­на) и др.; на юго-за­па­де рас­про­стра­нён за­м­к­ну­тый двор. Жи­ли­ще сруб­ное, пре­им. трёх- или мно­го­ка­мер­ное, час­то очень вы­тя­ну­тое в дли­ну, ино­гда Г- или Т-об­раз­ное в пла­не, со 2-й пол. 18 в. – так­же двух­этаж­ное; на юго-вос­то­ке рас­про­стра­нён дом-двор сев.-рус. ти­па. В осн. жи­лом по­ме­ще­нии (ту­па; на юго-за­па­де, се­ве­ре и вос­то­ке – пир­ти, пер­ти) у вхо­да сто­ит печь; по др. сто­ро­ну от се­ней (пор­стуа) ста­вит­ся та­кое же по­ме­ще­ние с пе­чью (то­ит­ту­па, во­ора­сте ту­па, за­ал), на юго-за­па­де (бас­сейн р. Ко­ке­мя­энйо­ки) – с ва­роч­ной и хлеб­ной пе­чью (пе­кар­ня – па­ка­ри); час­то в се­нях или во вто­рой ту­па вы­де­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные, пер­во­на­чаль­но не­ота­п­ли­вае­мые по­ме­ще­ния (кам­мо­ра, кам­мар). Кур­ная печь скла­ды­ва­лась обыч­но из кам­ня, час­то име­ла ды­мо­вые ка­на­лы, вы­хо­дя­щие в че­ле пе­чи, и шес­ток с под­ве­шен­ным кот­лом (на за­па­де пи­щу го­то­ви­ли на ше­ст­ке, на вос­то­ке – так­же в устье пе­чи, там же пек­ли хлеб и пи­ро­ги), на вос­то­ке (Са­во и Карь­я­ла) – вы­со­кое опе­чье, в по­гра­нич­ных об­лас­тях с Карелией – низ­кий ко­роб со вхо­дом в под­пол (гол­бец). С 17 в. на за­па­де рас­про­стра­ня­ет­ся печь с ды­мо­хо­дом в ви­де рас­тру­ба над ше­ст­ком; из­вест­ны и пе­чи ти­па «гол­ланд­ки». Жи­льё обиль­но ук­ра­ша­лось тка­ня­ми, по­ли­хром­ной рос­пи­сью и резь­бой на ме­бе­ли (шка­фы, на за­па­де – двухъ­я­рус­ные и раз­движ­ные кро­ва­ти) и ут­ва­ри (прял­ки, хо­му­ты, ко­лы­бе­ли, на за­па­де – двух­по­лоз­ные, на вос­то­ке – под­вес­ные).

Рис. Е.Н. Федорченко Женский костюм Восточной Финляндии: рубаха с вышивкой на груди (реккопайта), чёрная шерстяная юбка с красным подолом, фартук из полос красного сукна и парчи, белый кафтан (виитта), на голове – полотен...

Тра­диц. жен­ский кос­тюм – ру­ба­ха или блу­за, од­но­тон­ная, по­ло­са­тая или клет­ча­тая юб­ка, пе­ред­ник, лиф с глу­бо­ким вы­ре­зом (лии­ви). Вост. Ф. но­си­ли ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху с вы­шив­кой на гру­ди (рек­ко­пай­та) и раз­ре­зом сбо­ку, ска­лы­ваю­щим­ся фибулой, бе­лый по­лу­длин­ный каф­тан с клинь­я­ми от та­лии (ви­ит­та), до нач. 19 в. – не­сши­тую оде­ж­ду на лям­ках (хур­стут; ср. Ижо­ра), в по­гра­нич­ных с Ка­ре­ли­ей рай­онах – са­ра­фан; го­лов­ной убор по­ло­тен­ча­тый (хун­ту), у пра­во­слав­ных – ти­па рус. ки­ки (со­рок­ка, ха­рак­ка).

На вос­то­ке пек­ли в пе­чи ржа­ной хлеб (ру­ис­лим­ппу); на за­па­де хлеб пек­ли вне жи­ло­го по­ме­ще­ния неск. раз в год в ви­де ржа­ных ле­пё­шек с от­вер­сти­ем в цен­тре (рей­кя­лей­пя), ко­то­рые за­тем хра­ни­ли на­ни­зан­ны­ми на шест под по­тол­ком. На за­па­де делали до­маш­ний сыр, тя­ну­щие­ся фор­мы ки­сло­го мо­ло­ка (вии­ли), на вос­то­ке – ком­ко­вую про­сто­ква­шу. Го­то­вят так­же су­пы (го­ро­хо­вый – хер­не­кейт­то, рыб­ная уха с мо­ло­ком – ка­ла­кейт­то и др.), ры­бу (в т. ч. коп­чёную, ма­ри­но­ван­ную – граа­ви­ло­хи, вы­мо­чен­ную в щё­ло­ке – ли­пеа­ка­ла), гри­бы, на Ро­ж­де­ст­во (Йо­улу) – ржа­ной пи­рог с ры­бой (ка­ла­кук­ко), на Пас­ху – пу­динг из ржа­ной му­ки (мям­ми), на Ива­нов день (Юхан­нус, на юго-за­па­де – Мет­ту­маа­ри, от ста­ро­швед­ско­го midhsu­mar) – суп из мо­ло­ка и сы­ра (юхан­ну­сюу­сто), ом­лет (му­на­вел­ли) и др. Осн. на­пи­ток на за­па­де – пи­во, на вос­то­ке – квас. На Ива­нов день ук­ра­ша­ли до­ма зе­ле­нью (в т. ч. сруб­лен­ны­ми бе­рёз­ка­ми), в По­хьян­маа ста­ви­ли «ива­но­ву ель» (юхан­ну­ск­ку­си) с обод­ран­ны­ми вет­ка­ми, на вос­то­ке жгли ко­ст­ры (юхан­ну­скок­ко), в т. ч. в ви­де вы­со­ких ба­шен, и др.

Лит.: Sirelius U. T. Suomen kansanomaista kulttuuria: esineellisen kansatieteen tuloksia. [Hels.], 1919–1921. Osa 1–2; Manninen I. Die finnisch-ugrischen Völker. Lpz., 1932; Valo­nen N. Zur Geschichte der finnischen Wohns­tu­ben. Hels., 1963; Vilkuna K. Isin työ – veden ja maan viljaa, arkityön kauneutta. Hels., 1976.

Вернуться к началу