Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОДОРИ́Т КИ́РСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 263-264

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов

ФЕОДОРИ́Т КИ́РСКИЙ (Θεοδώρητος Κύρου) [393, Ан­ти­охия – ок. 466, г. Кир (Кирр, сир. Не­би-Ху­ри, Си­рия)], епи­скоп Кир­ский, бо­го­слов. О про­ис­хо­ж­де­нии Ф. К. не­из­вест­но. Жил в мон. Ни­керт в Апа­мее (Си­рия). Ок. 423 стал епи­ско­пом г. Кир. Как по­сле­до­ва­тель ан­ти­охий­ской шко­лы в 429 под­дер­жал пред­ста­ви­те­ля этой шко­лы – пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Не­сто­рия (см. Не­сто­ри­ан­ст­во) в спо­ре со свт. Ки­рил­лом Алек­сан­д­рий­ским; в не­сколь­ких со­чи­не­ни­ях об­ви­нил Ки­рил­ла в апол­ли­на­ри­ан­ст­ве и др. ере­сях. При­ми­рил­ся с Ки­рил­лом по­сле III Все­лен­ско­го со­бо­ра (431), в 449 как сто­рон­ник Не­сто­рия за­оч­но осу­ж­дён на Эфес­ском (раз­бой­ни­чем) со­бо­ре. На IV Все­лен­ском со­бо­ре (451) от­рёк­ся от взгля­дов Не­сто­рия и при­нят в цер­ков­ное об­ще­ние. V Все­лен­ский со­бор (553) осу­дил со­чи­не­ния Ф. К., на­прав­лен­ные про­тив свт. Ки­рил­ла.

Сре­ди мно­го­числ. со­чи­не­ний Ф. К.: «Ис­це­ле­ние язы­че­ских не­ду­гов», «10 слов о Про­мыс­ле», «Эра­нист» (про­тив мо­но­фи­зит­ст­ва), «Со­кра­щён­ное из­ло­же­ние зло­вред­ных ере­ти­че­ских ба­сен» (со­об­ща­ет о 67 ере­сях), «Ис­то­рия бо­го­люб­цев» (рас­ска­зы о жиз­ни сир. под­виж­ни­ков), «Цер­ков­ная ис­то­рия» (ис­то­рия Церк­ви в 323–428), тол­ко­ва­ния книг Вет­хо­го За­ве­та (Песнь Пес­ней, Ие­зе­кии­ля, 12 про­ро­ков, Псал­тирь, Кни­га про­ро­ка Иса­ии, «Во­про­сы на Вось­ми­кни­жие», «Во­про­сы на кни­ги Царств и Па­ра­ли­по­ме­нон») и Но­во­го За­ве­та (на по­сла­ния св. ап. Пав­ла), ок. 200 пи­сем. В бо­го­сло­вии Ф. К. сле­ду­ет хри­сто­ло­гии ан­ти­охий­ской шко­лы и не до­пус­ка­ет сме­ше­ния Бо­же­ст­ва и че­ло­ве­че­ст­ва во Хри­сте, ред­ко на­зы­ва­ет Де­ву Ма­рию Бо­го­ро­ди­цей (Че­ло­ве­ко­ро­ди­цей или Хри­сто­ро­ди­цей).

Соч.: Тво­ре­ния. М., 1855–1908. Ч. 1–8; On Divine Providence. N. Y., 1988; Commentary on the Letters of St. Paul. Brookline, 2001. Vol. 1–2; Псал­тирь с объ­яс­не­ни­ем ка­ж­до­го сти­ха. М., 2011; Ис­то­рия бо­го­люб­цев. М., 2012; Тол­ко­ва­ние на че­тыр­на­дцать По­сла­ний св. ап. Пав­ла. М., 2013; Со­кра­щен­ное из­ло­же­ние Бо­же­ст­вен­ных дог­ма­тов. М., 2014; Де­сять слов о Про­мыс­ле. М., 2014.

Лит.: Глу­бо­ков­ский Н. Н. Бла­жен­ный Фео­до­рит, епи­скоп Кирр­ский: Его жизнь и ли­те­ра­тур­ная дея­тель­ность. М., 1890. Т. 1–2; Gui­not J.-N. L’exégèse de Théodoret de Cyr. P., 1995; Clayton P. B. The Christology of Theo­doret of Cyrus: Antiochene Christology from the Council of Ephesus (431) to the Coun­cil of Chalcedon (451). Oxf., 2007; Си­до­ров А. И. Бла­жен­ный Фео­до­рит Кир­ский: Ар­хи­пас­тырь, мо­нах, бо­го­слов. Его зна­че­ние в ис­то­рии древ­не­хри­сти­ан­ской Церк­ви и пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия // Си­до­ров А. И. Свя­то­оте­че­ское на­сле­дие и цер­ков­ные древ­но­сти. М., 2013. Т. 3.

Вернуться к началу