УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р Московского Кремля, кафедральный собор РПЦ, памятник архитектуры. Расположен на Соборной пл. Московского Кремля. Первый в Москве каменный храм на этом месте заложили 4.8.1326 митр. всея Руси Пётр и вел. кн. Иван I Данилович Калита (в 1472 разобран). У. с. построил в 1475–79 итал. арх. Аристотель Фиораванти, сочетая традиционные для др.-рус. иск-ва формы (пятиглавие, завершение стен закомарами, аркатурно-колончатый пояс и др.) и ренессансные принципы геометрически правильной формы и рациональной организации пространства. Внутри собор разделён 6 столпами (2 квадратных на востоке и 4 круглых в наосе) на 12 равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Смещение куполов к алтарной части и равный диаметр проёмов барабанов подчёркивают симметрию интерьера. В алтарной части устроены 3 придела: Петропавловский (с севера), Дмитровский (с юга) и придел Похвалы Богоматери (на своде ризницы, под юго-вост. куполом). При возведении собора впервые в рус. архитектуре использованы кованые металлич. связи.
В 1481 в написании икон для центр. иконостаса (не сохр.) участвовали живописцы Дионисий, поп Тимофей, Ярец и Коня; возможно, им принадлежат иконы из собрания собора (митрополитов Петра и Алексия, «О Тебе радуется», Апокалипсис, «Прп. Сергий Радонежский в житии») и росписи на алтарной преграде, Похвальском и Петропавловском приделах. В 1513–15 собор полностью расписан.
В 1624 архитекторы Б. Огурцов и Дж. Талер переложили своды собора, подведя под них подпружные арки и железные связи: в результате были утрачены резные белокаменные капители, украшавшие 4 круглые колонны, и живопись нач. 16 в. В 1642–43 по указу царя Михаила Фёдоровича роспись У. с. выполнили более 150 живописцев из разных рус. городов под руководством царских изографов Ивана и Бориса Паисеиных, Сидора Поспеева, Бажена Савина, Марка Матвеева и Степана Евфимьева. В 1653 по указу патриарха Никона в соборе был устроен 5-ярусный иконостас, включающий 69 икон. Иконное собрание У. с. формировалось с 1-й пол. 14 в. Наиболее древние образа́: двусторонняя икона Богоматери Одигитрия и Вмч. Георгия (кон. 11 – нач. 12 вв.), Богоматери Умиление (последняя четв. 12 в.), «Спас Златые власы» (ок. 1200) и «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (кон. 12 в.). С кон. 15 в. до 1918 в соборе хранилась Владимирская икона Божией Матери.
В У. с., главном соборе РПЦ, венчали на царство и короновали рос. государей, избирали и поставляли на престол митрополитов и патриархов, проводили церковные соборы (напр., Поместный собор РПЦ 1917–18), служили молебны перед походами и в честь побед рус. войск, оглашались гос. акты, важнейшие из них хранились на престоле в главном алтаре. В марте 1918 закрыт для доступа и богослужений. В 1955 открыт как музей, с 1991 в составе Гос. историко-культурного заповедника «Московский Кремль» (см. Музеи Московского Кремля). С 1990 в храме проводятся богослужения.
В У. с. находятся 19 захоронений митрополитов и патриархов и гробницы с мощами моск. святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.