Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕНСТОХО́ВСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Миронович
Ченстоховская икона Божией Матери.

ЧЕНСТОХО́ВСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ (польск. Cz stochowska ikona Bożej Matki) (Яс­но­гор­ская), чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ро­ди­цы. Хра­нит­ся в со­бо­ре ка­то­лич. мон. Яс­на-Гу­ра (Яс­ная Го­ра) ор­де­на пау­ли­нов в г. Чен­сто­хо­ва (Поль­ша). Об­раз (122× 82 см), ве­ро­ят­но, был со­здан в Ви­зан­тии в 12 – нач. 13 вв., по ико­но­гра­фии от­но­сит­ся к ти­пу Оди­гит­рия. Осо­бен­но­стью ико­ны яв­ля­ет­ся тём­ный ко­ло­рит (от­сю­да назв. «Чёр­ная Ма­дон­на»), вы­зван­ный по­тем­не­ни­ем ла­ка.

Пре­да­ния свя­зы­ва­ют соз­да­ние Ч. и. Б. М., как и ря­да др. икон Бо­го­ро­ди­цы, с ап. Лу­кой. По ле­ген­де, имп. Еле­на Свя­тая пе­ре­не­сла ико­ну в Кон­стан­ти­но­поль, где от неё ста­ли про­ис­хо­дить чу­де­са. Со­глас­но ис­точ­ни­кам, ок. 1268 кн. га­лиц­ко-во­лын­ский Лев Да­ни­ло­вич при­нёс свя­ты­ню в г. Белз (ны­не в Львов­ской обл., Ук­раи­на). Во вре­мя на­бе­га та­тар ико­ну вы­не­сли на кре­по­ст­ные сте­ны и в неё по­па­ла стре­ла: ко­гда из об­ра­зо­вав­шей­ся на об­ра­зе тре­щи­ны по­тек­ла кровь, кре­пость оку­тал ту­ман, вы­звав­ший от­сту­п­ле­ние на­па­дав­ших. Кн. Ополь­ский Вла­ди­слав по­же­лал по­ста­вить ико­ну в г. Опо­ле (ны­не Поль­ша), но близ Чен­сто­хо­вы ло­ша­ди вста­ли, по­это­му 9.8.1382 её по­ло­жи­ли в мо­на­сты­ре пау­ли­нов. Окон­ча­тель­но она пе­ре­шла ор­де­ну в 1384. При ра­зо­ре­нии оби­те­ли гу­си­та­ми (1430) ико­ну пы­та­лись раз­ру­бить, в 1430–34 в Кра­ко­ве рус. ико­но­пис­цы её вос­ста­но­ви­ли. Во вре­мя поль­ско-швед. вой­ны в 1655 свя­ты­ню вы­вез­ли в Си­ле­зию, что­бы убе­речь от швед. войск. Бла­го­да­ря её за­ступ­ни­че­ст­ву Яс­на-Гу­ра вы­дер­жа­ла оса­ду шве­дов. В 1682 к об­рат­ной сто­ро­не ико­ны был при­кле­ен ри­су­нок со сце­на­ми из её ис­то­рии (от­де­лён в 1925–26). В 1813 мо­на­хи по­да­ри­ли ко­пию ико­ны ко­ман­до­ва­нию во­шед­шей в Чен­сто­хо­ву рос. ар­мии, этот спи­сок по­том хра­нил­ся в Ка­зан­ском со­бо­ре С.-Пе­тер­бур­га. Ико­на по­чи­та­ет­ся ка­то­ли­ка­ми (празд­но­ва­ние 26 авг.) и пра­во­слав­ны­ми (6 мар­та).

Лит.: Ро­гов А. И. Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри как па­мят­ник ви­зан­тий­ско-рус­ско-поль­ских свя­зей // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра до­мон­голь­ской Ру­си. М., 1972; Jaśkiewicz A. Jasna Góra. Warsz., 1986; Golonka J., ̇Zmudziński J. Matka Boża Jasnogórska: Co wiemy o Cudow­nym Obrazie. Czstochowa, 2004; Kurpik W. Czsto­chow­ska Hodegetria. Łódź; Pelplin, 2008.

Вернуться к началу