Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАРВА́КА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Лучина

ЧАРВА́КА (санскр. cārvāka), ино­гда на­зы­ва­ет­ся ло­кая­та [от санскр. ло­ка – (этот) мир, иду­щее из это­го ми­ра], уче­ние др.-инд. фи­ло­со­фии, тя­го­тею­щее к ма­те­риа­лиз­му и вос­хо­дя­щее, по-ви­ди­мо­му, к древ­ней­ше­му до­б­рах­ма­ни­ст­ско­му ми­ро­воз­зре­нию. Воз­ник­ло при­бли­зи­тель­но в сер. 1-го тыс. до н. э. Ос­но­ва­те­лем счи­та­ет­ся по­лу­ле­ген­дар­ный муд­рец Бри­хас­па­ти; со­чи­не­ния Ч. не со­хра­ни­лись, ис­точ­ни­ком для её изу­че­ния яв­ля­ют­ся от­рыв­ки её док­трин и вы­ска­зы­ва­ния о ней, встре­чаю­щие­ся в со­чи­не­ни­ях инд. фи­ло­со­фов.

В ос­но­ве Ч. ле­жит скеп­тич. от­но­ше­ние к дог­ма­ти­ке брах­ма­низ­ма; со­глас­но Ч., вы­сту­паю­щей про­тив всех форм спе­ку­ля­тив­но­го зна­ния, су­ще­ст­вую­щим мож­но счи­тать толь­ко вос­при­ни­мае­мое ор­га­на­ми чувств. От­сю­да от­ри­ца­ние Ч. бо­га и ду­ши (в ча­ст­но­сти, брах­ма­на и ат­ма­на), рая и ада, за­ко­на кар­мы, при­зна­ние ре­аль­ным толь­ко чув­ст­вен­но­го ма­те­ри­аль­но­го ми­ра. Он об­ра­зу­ет­ся из спон­тан­но­го со­че­та­ния зем­ли, во­ды, ог­ня и воз­ду­ха; жизнь и соз­на­ние – функ­ции этих эле­мен­тов. Осо­бен­но­стью Ч. яв­ля­ет­ся ут­вер­жде­ние прин­ци­па сваб­ха­вы – на­ли­чия ин­ди­ви­ду­аль­ной при­ро­ды ка­ж­дой ве­щи, оп­ре­де­ляю­щей её строе­ние и судь­бу; все воз­дей­ст­вия, при­хо­дя­щие к ве­щи из­вне и чу­ж­дые её при­ро­де, бес­силь­ны из­ме­нить не­пре­лож­ный ход её су­ще­ст­во­ва­ния (это уче­ние сыг­ра­ло зна­чит. роль в ис­то­рии инд. фи­ло­со­фии, ока­зав влия­ние на буд­дизм, джай­низм и др.). Ч. при­зы­ва­ла к за­бо­те о бла­го­по­лу­чии на­стоя­ще­го су­ще­ст­во­ва­ния, в по­ня­ти­ях до­б­ра и зла ви­де­ла ил­лю­зию, соз­дан­ную че­ло­ве­че­ским во­об­ра­же­ни­ем. Ре­аль­ны толь­ко стра­да­ние и на­сла­ж­де­ния чув­ст­вен­но­го бы­тия, по­след­ние со­став­ля­ют цель всех че­ло­ве­че­ских уст­рем­ле­ний. От­ри­ца­ние не­об­хо­ди­мо­сти ас­ке­зы, при­зна­вае­мой дру­ги­ми инд. ре­лиг.-фи­лос. шко­ла­ми, и по­сле­до­ват. ге­до­низм де­ла­ют Ч. уни­каль­ным яв­ле­ни­ем в ис­то­рии инд. мыс­ли.

Лит.: Чат­то­пад­хь­яя Д. Ло­кая­та-дар­ша­на: Ис­то­рия ин­дий­ско­го ма­те­риа­лиз­ма. М., 1961; Пя­ти­гор­ский А. М. Ма­те­риа­лы по ис­то­рии ин­дий­ской фи­ло­со­фии. М., 1962; Ани­ке­ев Н. П. О ма­те­риа­ли­сти­че­ских тра­ди­ци­ях в ин­дий­ской фи­ло­со­фии. М., 1965; Mittal K. K. Materialism in Indian thought. New Delhi, 1974.

Вернуться к началу