Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЛЕНКО́М»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Сцена из спектакля «Поминальная молитва» Г. И. Горина по Шолом-Алейхему. Фото А. И. Стернина

«ЛЕНКО́М» (Московский театр «Ленком»), основан в 1927 как Центральный московский театр рабочей молодёжи (ТРАМ). Современное название с 1990. Расположен в здании бывшего Купеческого клуба (1907–08, архитектор И. А. Иванов-Шиц). Из самодеятельного коллектива постепенно превратился в профессиональный, который в 1933 возглавил режиссёр И. Я. Судаков. В труппу влились актёры Театра-студии Р. Н. Симонова. В 1938 художественным руководителем коллектива, который получил название Театр им. Ленинского комсомола, стал И. Н. Берсенев. С ним в труппу пришли актёры С. Г. Бирман, А. Г. Вовси, С. В. Гиацинтова, затем Б. Ю. Оленин, Р. Я. Плятт. Спектакли «Нора» Г. Ибсена (1939), «Моль» Н. Ф. Погодина и «Валенсианская вдова» Лопе Ф. де Веги Карпьо (оба 1940) привлекли к театру большой интерес. В 1952–56 театр возглавляла Гиацинтова, в 1957–60 – С. А. Майоров, в 1960–62 – Б. Н. Толмазов, с 1963 – А. В. Эфрос. Спектакли Эфроса «В день свадьбы» В. С. Розова (1964), «104 страницы про любовь» (1964) и «Снимается кино» (1965) Э. С. Радзинского, «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова (1965), «Чайка» А. П. Чехова и «Мольер» М. А. Булгакова (1966) ознаменовали поворот к метафорически насыщенной, свободной и откровенно условной режиссуре. В них раскрылись дарования А. И. Дмитриевой, Л. К. Дурова, А. В. Збруева, О. М. Яковлевой. Однако в 1967 Эфрос был отстранён от руководства, вместе с ним ушли многие актёры. Из затяжного кризиса театр вышел, когда в 1973 труппу возглавил М. А. Захаров, в его спектаклях заявили о себе актёры А. Г. Абдулов, А. М. Захарова, А. А. Лазарев, Н. П. Караченцов, И. М. Чурикова, О. И. Янковский; по-новому раскрылись такие опытные мастера, как Л. С. Броневой, В. Д. Ларионов, Е. П. Леонов, Т. И. Пельтцер и др. Красочные и динамичные музыкальные постановки, поднимавшие в то же время серьёзные злободневные проблемы, захватывали парадоксальным сочетанием стихии уличного театра и изощрённого эстетизма. В 1980–2000-х гг. самобытный облик спектаклей во многом определяла сценография О. А. Шейнциса (главный художник театра в 1980–2006). Среди спектаклей: «Тиль» Г. И. Горина по Ш. де Костеру (1974), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. М. Грушко по мотивам драматической поэмы П. Неруды (музыка А. Л. Рыбникова, 1976), «Революционный этюд» М. Ф. Шатрова (1978), «"Юнона" и "Авось"» (музыка Рыбникова на стихи А. А. Вознесенского, 1981), «Поминальная молитва» Г. И. Горина по Шолом-Алейхему (1989), «Чайка» А. П. Чехова (1994), «Варвар и еретик» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок» (1997), «Шут Балакирев» Горина (2000), «Ва-банк» по «Последней жертве» А. Н. Островского (2004), «Пролетая над гнездом кукушки» («Затмение») по К. Кизи (2005), «Тартюф» Мольера (2006), «Женитьба» Н. В. Гоголя (2007), «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (2008), «Вишнёвый сад» Чехова (2009), «Аквитанская львица» по мотивам пьесы «Лев зимой» Дж. Голдмена (2010), «Пер Гюнт» по мотивам драмы Г. Ибсена (2011), «Ложь во спасение» (сценическая версия Г. А. Панфилова по мотивам пьесы «Деревья умирают стоя» А. Касоны, 2012), «Попрыгунья» (фантазия по мотивам Чехова и комедии Аристофана «Птицы», 2013), «Борис Годунов» по А. С. Пушкину (2014), «Вальпургиева ночь» по мотивам произведений В. В. Ерофеева (2015), «Князь» (опыт прочтения романа Ф. М. Достоевского «Идиот», «День опричника» по мотивам романов «День опричника» и «Теллурия» В. Г. Сорокина (оба 2016).

Лит.: И. Н. Бер­се­нев: Сб. ста­тей. М., 1961; Гиа­цин­то­ва С. В. Жизнь те­ат­ра. М., 1963; она же. С па­мя­тью на­еди­не. 2-е изд. М., 1985; Лен­ком / Сост. Б. М. По­юров­ский. М., 2000; За­ха­ров М. А. Су­пер­про­фес­сия. М., 2000; он же. Те­атр без вра­нья. М., 2007.

Вернуться к началу