Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯНКО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 713-714

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
О.И. Янковский в фильме «Влюблён по собственному желанию». 1982.

ЯНКО́ВСКИЙ Олег Ива­но­вич (23.2.1944, Джез­каз­ган Ка­ра­ган­дин­ской обл., Ка­зах. ССР – 20.5.2009, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1991). В 1965 окон­чил ак­тёр­ский ф-т Са­ра­тов­ско­го те­ат­раль­но­го уч-ща (мас­тер­ская А. С. Бы­ст­ря­ко­ва). В 1965–73 в Са­ра­тов­ском дра­ма­тич. те­ат­ре им. К. Мар­кса (князь Мыш­кин – «Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му). С 1973 в Моск. те­ат­ре им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла (с 1990 «Лен­ком»): Го­ря­ев («Ав­то­град XXI» Ю. И. Виз­бо­ра и М. А. За­ха­ро­ва), Ар­ка­дий Бур­мин («Па­рень из на­ше­го го­ро­да» К. М. Си­мо­но­ва), Ак­тёр, ис­пол­няю­щий роль Ле­ни­на («Ре­во­лю­ци­он­ный этюд» М. Ф. Шат­ро­ва), Гам­лет («Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Три­го­рин («Чай­ка» А. П. Че­хо­ва), Пётр I («Шут Ба­ла­ки­рев» Г. И. Го­ри­на), Же­ва­кин («Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля). Ус­пеш­но де­бю­ти­ро­вал в ки­но в 1968 (Ген­рих Шварц­копф – «Щит и меч», Ан­д­рей Не­кра­сов – «Слу­жи­ли два то­ва­ри­ща»). Ост­ро­той но­виз­ны от­ме­че­ны гл. ро­ли в филь­мах «Я, Фран­циск Ско­ри­на…», «О люб­ви», «Рас­пла­та». На­чи­ная с ро­ли Сер­га­чё­ва («Гон­щи­ки») вы­шел на свою ак­тёр­скую те­му: его ум­ный и реф­лек­си­рую­щий ге­рой скло­нен скры­вать под­лин­ные мыс­ли и чув­ст­ва, не­пред­ска­зу­ем и не­од­но­зна­чен. Те же чер­ты про­яви­лись в об­раз­ах бун­тов­щи­ка Че­бо­та­ру («Гнев»), бан­ди­та «Кня­зя» (т/ф «Сер­жант ми­ли­ции»), сек­ре­та­ря парт­ко­ма Со­ло­ма­хи­на («Пре­мия»). Соз­да­вав­ший осо­бое ху­дож. и ин­тел­лек­ту­аль­ное про­стран­ст­во, Я. от­ли­чал­ся пре­дель­но сдер­жан­ной ма­не­рой иг­ры при чув­ст­ве внутр. са­мо­дос­та­точ­но­сти; энер­гия ак­тё­ра про­яв­ле­на в т. ч. в ря­де от­ри­цат. об­ра­зов («Мой дом – те­атр», «Длин­ное, длин­ное де­ло», «Семь­де­сят два гра­ду­са ни­же ну­ля», «Чу­жие пись­ма»). Важ­ный этап в твор­че­ст­ве Я. оп­ре­де­ли­ла роль Ти­хо­на, че­ло­ве­ка «пе­ре­кру­чен­ной» био­гра­фии («Слад­кая жен­щи­на»). Порт­ре­ты ге­ро­ев 2-й пол. 1970-х гг. обо­га­ще­ны но­вы­ми крас­ка­ми, в пол­ной ме­ре вы­ра­зив­ши­ми со­стоя­ние че­ло­ве­ка эпо­хи без­вре­ме­нья («Сло­во для за­щи­ты», «По­во­рот», «Шля­па», «Влюб­лён по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию», «Нос­таль­гия», «Хра­ни ме­ня, мой та­лис­ман», «Фи­лёр», «Ма­до, до вос­тре­бо­ва­ния», «Ца­ре­убий­ца», те­ле­филь­мы «Мы, ни­же­под­пи­сав­шие­ся», «По­це­луй», «Обык­но­вен­ное чу­до», «Тот са­мый Мюнх­гау­зен», «Дом, ко­то­рый по­стро­ил Свифт»). Круп­ней­шие ху­дож. дос­ти­же­ния это­го пе­рио­да – ро­ли в кар­ти­нах «По­лё­ты во сне и на­яву» (Гос. пр. СССР, 1987) и «Крей­це­ро­ва со­на­та» (Гос. пр. РСФСР, 1989). В лен­тах 1990-х гг. ак­тёр про­бо­вал иные крас­ки – эмо­цио­наль­ность на гра­ни нерв­но­го сры­ва («Аг­нус деи»), ост­рог­ро­те­ско­вую, ко­ме­дий­ную то­наль­ность («Ре­ви­зор», «Рай­ское яб­лоч­ко», «Китайскiй сер­визъ»). В 2000-е гг. соз­дал слож­ные дра­ма­тич. об­ра­зы в кар­ти­нах «Че­ло­век, ко­то­рый пла­кал», «Лю­бов­ник», «Бед­ный, бед­ный Па­вел», «Ан­на Ка­ре­ни­на», «Царь», в те­ле­се­риа­ле «Док­тор Жи­ва­го». По­ста­вил ф. «При­хо­ди на ме­ня по­смот­реть» (2000, совм. с М. Л. Аг­ра­но­ви­чем; Я. в ро­ли Иго­ря). Гос. пр. РФ (1996, 2002). На­гра­ж­дён ор­де­ном «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й сте­пе­ни (2009).

Лит.: Суль­кин О. О. Ян­ков­ский. М., 1987; Хох­ря­ко­ва С. О. Ян­ков­ский. Рос­тов н/Д., 2000; За­ха­ров М. За­гад­ка О. Ян­ков­ско­го // За­ха­ров М. Те­атр без вра­нья. М., 2007; Аб­дул­лае­ва З. О. Ян­ков­ский: Вне иг­ры. М., 2009; О. Ян­ков­ский гла­за­ми дру­зей. М., 2013.

Вернуться к началу