ЯНКО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯНКО́ВСКИЙ Олег Иванович (23.2.1944, Джезказган Карагандинской обл., Казах. ССР – 20.5.2009, Москва), рос. актёр, нар. арт. СССР (1991). В 1965 окончил актёрский ф-т Саратовского театрального уч-ща (мастерская А. С. Быстрякова). В 1965–73 в Саратовском драматич. театре им. К. Маркса (князь Мышкин – «Идиот» по Ф. М. Достоевскому). С 1973 в Моск. театре им. Ленинского комсомола (с 1990 «Ленком»): Горяев («Автоград XXI» Ю. И. Визбора и М. А. Захарова), Аркадий Бурмин («Парень из нашего города» К. М. Симонова), Актёр, исполняющий роль Ленина («Революционный этюд» М. Ф. Шатрова), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Тригорин («Чайка» А. П. Чехова), Пётр I («Шут Балакирев» Г. И. Горина), Жевакин («Женитьба» Н. В. Гоголя). Успешно дебютировал в кино в 1968 (Генрих Шварцкопф – «Щит и меч», Андрей Некрасов – «Служили два товарища»). Остротой новизны отмечены гл. роли в фильмах «Я, Франциск Скорина…», «О любви», «Расплата». Начиная с роли Сергачёва («Гонщики») вышел на свою актёрскую тему: его умный и рефлексирующий герой склонен скрывать подлинные мысли и чувства, непредсказуем и неоднозначен. Те же черты проявились в образах бунтовщика Чеботару («Гнев»), бандита «Князя» (т/ф «Сержант милиции»), секретаря парткома Соломахина («Премия»). Создававший особое худож. и интеллектуальное пространство, Я. отличался предельно сдержанной манерой игры при чувстве внутр. самодостаточности; энергия актёра проявлена в т. ч. в ряде отрицат. образов («Мой дом – театр», «Длинное, длинное дело», «Семьдесят два градуса ниже нуля», «Чужие письма»). Важный этап в творчестве Я. определила роль Тихона, человека «перекрученной» биографии («Сладкая женщина»). Портреты героев 2-й пол. 1970-х гг. обогащены новыми красками, в полной мере выразившими состояние человека эпохи безвременья («Слово для защиты», «Поворот», «Шляпа», «Влюблён по собственному желанию», «Ностальгия», «Храни меня, мой талисман», «Филёр», «Мадо, до востребования», «Цареубийца», телефильмы «Мы, нижеподписавшиеся», «Поцелуй», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт»). Крупнейшие худож. достижения этого периода – роли в картинах «Полёты во сне и наяву» (Гос. пр. СССР, 1987) и «Крейцерова соната» (Гос. пр. РСФСР, 1989). В лентах 1990-х гг. актёр пробовал иные краски – эмоциональность на грани нервного срыва («Агнус деи»), острогротесковую, комедийную тональность («Ревизор», «Райское яблочко», «Китайскiй сервизъ»). В 2000-е гг. создал сложные драматич. образы в картинах «Человек, который плакал», «Любовник», «Бедный, бедный Павел», «Анна Каренина», «Царь», в телесериале «Доктор Живаго». Поставил ф. «Приходи на меня посмотреть» (2000, совм. с М. Л. Аграновичем; Я. в роли Игоря). Гос. пр. РФ (1996, 2002). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2009).